П'ЯТНИЦЬКА ЦЕРКОВЬ В ЧЕРНИГОВЕ


Судьба этой памятки необыкновенная. Стояла на торговой площади Чернигова небольшая П'ятницька церковь. (Параскева Пятница издавна считалась покровительницей торговли). Высокий купол, многочисленные лепные украшения, нарядные пропорции церкви - все эти черты без сомнения давали основание отнести сооружение к стилю украинского барокко XVII-XVIII ст. Необыкновенной была лишь ее центрична уступчатая композиция. Исследователи твердили, что под барочной одеждой запрятались формы древнерусского здания.

В 1941 г. в сооружение попала фашистская бомба. В декабре 1943 г. к Чернигову приехал выдающийся советский исследователь древнерусского зодчества П.Д. Барановский. Мне пришлось його сопровождать и принимать участие в обследовании черниговских сооружений. Картина, которая открылась перед нами, была ужасной: от П'ятницькой церкви остались одни только руины, которые одиноко высились среди засыпанных снегом пустырей разрушенного немецко-фашистскими захватчиками города. Исследование памятки дало неожиданные результаты. Церковь совсем не была похожа на все известные нам древнерусские сооружения. Все свидетельствовало о том, что это памятка нового архитектурного стиля, который сформировался на Движении в конце XII ст., во времена «Слова о полке Игоревом».

Известно, что в настоящее время, на историческую арену выходили древнерусские города, в них бурно развивались ремесленничество и торговля, составлялись ремисничо-торговельни корпорации, т.е. происходил тот социально-экономический процесс, который обусловил развитие в Европе готического архитектурного стиля.

На протяжении 10 лет П.Д. Барановский реставрировал П'ятницьку церковь, тщательно составляя кирпичину к кирпичине. Вследствие этого исследователю удалось с большой достоверностью воссоздать все формы сооружения, одной из виднейших памяток древнерусской архитектуры. Следующие исследования открыли много других сооружений этого архитектурного стиля. Нарядная П'ятницька церковь стоит в центре старинного украинского города Чернигова за городским театром, среди живописного сквера, где когда-то был черниговский торг. Церковь небольшая за размерами (16X11,5 г в плане), с четырьмя восьмигранными столбами внутри, тремя апсидами, высоким куполом, исключительно струнка за пропорциями, с невиданно изысканной и гармонической композицией. На отмытую от статических форм сооружений предыдущих времен композиция П'ятницькой церкви есть динамической, ее стены стремительно нарастают вверх тремя рядами арок над основным объемом. Вертикальность сооружения подчеркивается профилированными пилястрами. Вертикальные и криволинейные элементы, которые доминируют в композиции, уравновешиваются горизонтальными ярусами окон второго этажа, ремнями декоративных ниш разной формы и масштаба, меандровим фризом, который напоминает архитектуру XI ст., сетчатым орнаментом на апсидах. Вертикальные профилированные пилястры на разных высотах завершаются короткими, но энергичными штрихами карнизов. Розовый цвет стен объединяется с белыми отинькованими полями декоративных ниш и разноцветными орнаментами на порталах. Внутри церковь напоминает башню. Художественный эффект фресковой росписи усиливается разноцветным полом из желтых, зеленых и темно-вишневых глазурованных плиток. В отличие от Киевской Софии, где композиционная тема развита в целую симфонию, в П'ятницький церкви все построено на одной, так сказать, мелодии. Это - радостная песня о красоте, где инженерный гений строителя соединился с поэзией народного творчества. П'ятницьку церковь в Чернигове иногда называют «Словом о полке Игоревом» в архитектуре. И в самом деле, выдающаяся памятка древнерусской архитектуры есть не только современницей гениальной поэмы, а и близкой к «Слову» за характером своей поэтики, за совершенством формы, за народным духом и идейной направленностью.

КОСТЕЛ АННИ В ВИЛЬНЮСЕ

Готическая архитектура своеобразно отображена в Польши и республиках советской Прибалтики, на западных землях Белоруссии и Украины. Здесь основным строительным материалом был кирпич, и местные строительные с большим мастерством умели сооружать из нее найскладниши конструкции и использовать ее художественные качества. Одним из выдающихся ансамблей готической архитектуры в северо-восточной Европе есть комплекс бернардинського монастыря в Вильнюсе с костелом Анни - жемчужиной пизньоготичной архитектуры. Ансамбль было сооружено на восточной окраине старинного города под горой Гедиминаса в начале XVI ст. Собор монастыря (1625 г.) - большая базиликального типа тринефна сооружение с удлиненной восточной частью - пресбитерием. Формы его массивные и суровые. Узкие высокие окна со стрельчатыми завершениями и массивные контрфорсы членят фасады. На рогах сооружения - три башни, под самой крышей - бойницы для стрельбы. Из северной стороны собора - многочисленные монастырские помещения: дворы, кельи и т.п.. Резко контрастирует с пасмурной архитектурой собора маленький костел Анни, построенный около 1581 .В это время готика доживала последние десятилетия своего существования: везде уже властвовала архитектура Ренесанса. Внутреннее помещение костела Анни - зального типа, его размеры 19×8,7 г, а высота 12,7 г. Внешние формы костела остались почти неизменными. Над перспективными порталами входа - высокие стрельчатые окна, которые привередливо пересекаются выгнутыми дугами декоративной арки, над которой височать три тоненькие башни. Средняя из них стремительно поднялась вверх. С обеих сторон фасада - ажурные башни с пикообразными завершениями. Вся архитектура сооружения гармоническая и напоминает формы исполинского органа. Здание сооружено из чудесно изготовленного кирпича разной формы. На кирпичинах кое-где есть знаки мастеров вильнюсского строительного цеха, который прославился высокой квалификацией своих строителей. Мастера, которые строили костел Анни, виртуозно владели техникой кирпичного мурування. Довольно сказать, что толщина стен сооружения, составленных в 1,5 кирпичины, 50 см. Говорят, что Наполеон, увидев костел Анни, так им залюбовался, что сказал: «Я б на ладонях перенес его в Париж». Правда, чувство и вкусы нередко предавали императору: убегая из Москвы, он приказал высадить у воздуха «многоголовую мечеть» - так Наполеон назвал славный храм Василия Блаженного. К счастью, этот варварский приказ наполеоновские солдаты не успели выполнить.





Вернуться назад