Государственный архитектурно-исторический заповедник “Софийский музей”


Государственный архитектурно-исторический заповедник "Софийский музей" содержится в центре Киева. На территории заповедника, площадь которого составляет 5 гектаров, расположенный замечательной красоты ансамбль памяток украинского зодчества XI-XVIII столетий. Ценнейшим сооружением заповедника есть Софийский собор - всесвитньовидома памятка архитектуры и монументальной живописи XI столетие. Он величественно височить в центре ансамбля.

Киевская Русь достигла вершины своего могущества во времена правления князя Владимира Святославича (978-1015 гг.) и его сына Ярослава Мудрого (1019 - 1054 гг.).

В 988 году за князя Владимира Большого на Движении было внедрено христианство, которое мало большое значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепление единства государства, подъем культуры, расширение политических и культурных связей Киевской Движении с Византией и другими. С внедрением христианства в Древнерусском государстве началось интенсивное строительство каменных христианских храмов. К их созданию привлекались лучшие строители и художники в свое время, использовались художественные и технические достижения эпохи. Храмы украшались настенными росписями, каменной резьбам, становились настоящими произведениями искусства.

Во время построения первой каменной церкви в центре Киева - Десятинной (989-996 гг.) -князь Владимир Святославич значительно увеличил и укрепил территорию города. Во времена сына Владимира - Ярослава Мудрого в Киеве началось большое строительство. Территорию города было расширено более как в 8 раз и обнесено новыми оборонительными валами. В этот же период построен митрополитский храм - Софийский собор, который стал главным монументальным строением города.

В летописях закладка собора датировалась 1017 или 1037 годом. Вероятно, что его строительство велось в 30-и года XI столетие. Софийвський собор было основано в честь победы Ярослава над печенегами. Вокруг Софийского собора - центрального сооружения Ярославового города - стояли каменные храмы, боярские дворцы, жилье горожан, а двор митрополии был ограждено муром. К нашим дням с XI столетия сохранились лишь Софийский собор и руины Золотых ворот- парадного въезда в древний Киев.

Название собора "Софийский" происходит от греческого слова "софия", что в переводе означает "мудрость". Посвященный "мудрости христианского учения", собор, по замыслу творцов, должен был утверждать на Движении христианство и феодально-княжескую власть. Построенный как главный, митрополитский храм Движении, Софийский собор был в давность общественным и культурным центром государства. Здесь происходили церемонии "посадження" князив на киевский престол, приемы иностранных послов; возле стен собора собиралось киевское вече; при соборе велось летописание и была создана Ярославом Мудрым первая известная в Старинный Движении библиотека. За свою многовековую историю собор пережил нашествия врагов, ограбление, частичные разрушения, ремонты и перестройки.

В один из тяжелейших периодов истории древнего Киева - увлечение города полчищами хана Батыя в 1240 году - большинство архитектурных сооружений было преобразовано на руины. Софийский собор уцилив. Однако, разграбленный и опустошенный, он потерял бывшую красоту и величие, хотя и остался главным городским действующим храмом.

На протяжении XIV-XV столетий киевлянам приходилось вести борьбу против литовских и польских феодалов, а также против крымских татар, которые опустошали мистограбижницькими набегами. В 1416 году Киев разграбил и сжег хан Едигей, в 1482 году - Менгли-Гирей

В XVI столетии усиливается гнет польских феодалов. В условиях завоевания украинских земель, порабощение и насильственого окатоличивание населения в 1596 году было заключено Брестскую религиозную унию, которая ставила цель объединить православную и католическую церкви под главенством римского папы. Католическое духовенство и униаты начали ликвидацию православной церкви. Захваченный униатами Софийский собор целиком пришел в упадок. Спорохнявила кровля, разрушились свод галерей, погибло много настенных розписив.

В И года XVII столетие киевский митрополит Петр Могила отобрал Софию у униатов и основал при храме мужской монастырь. Собор было частично отремонтировано, вокруг него сооружено деревянные монастырские здания, а вся территория обнесена высокой деревянной изгородью. К работам в соборе Петр Могила привлек итальянского архитектора Октавиано Манчини. Основным строительным материалом был кирпич и известково-песчаный раствор. Причем кирпич часто применялся не только для мурування стен и сводов, но и для фундаментов. Стандартных размеров кирпича не было, поэтому иногда даже в одном дому можно встретить кирпич разной величины. Вследствие неравномерности выжигания кирпичины имели разные оттенки - от темно- красного к желтый^-желтому-светло-желтому. Как правило, все внутренние помещения домов имели сводчатые перекрытия. В жилых помещениях стояли печи, облицованные узорчатыми глазурованными плитками, которое предоставляло интерьерам особого колорита.В И года XVII столетие киевский митрополит Петр Могила отобрал Софию у униатов и основал при храме мужской монастырь. Собор было частично отремонтировано, вокруг него сооружено деревянные монастырские здания, а вся территория обнесена высокой деревянной изгородью. К работам в соборе Петр Могила привлек итальянского архитектора Октавиано Манчини. Основным строительным материалом был кирпич и известково-песчаный раствор. Причем кирпич часто применялся не только для мурування стен и сводов, но и для фундаментов. Стандартных размеров кирпича не было, поэтому иногда даже в одном дому можно встретить кирпич разной величины. Вследствие неравномерности выжигания кирпичины имели разные оттенки - от темно- красного к желтый^-желтому-светло-желтому. Как правило, все внутренние помещения домов имели сводчатые перекрытия. В жилых помещениях стояли печи, облицованные узорчатыми глазурованными плитками, которое предоставляло интерьерам особого колорита.





Вернуться назад