Методы архитектурного проектирования (за Б.Г.Бархиним)


Як известно, математически-числовой подход к композиции или элементы такого подхода ведут начало с античных времен. Но пифагорейская наука о числах, которые определяют мироздание, выражала гармонию космоса, и отбивала не столько логическое, сколько чувственное восприятие единого мира. В архитектуре наиболее ярким выразителем математической гармонии считается архитектурный ордер. Однако в античной Греции он был индивидуализирован, и практически не повторялся. Лишь в ордерных построениях Парфенона и Гефестейона существовали те самые пропорции. Но от этого Гефестейон не приобрел той гармонии, которой прославился Парфенон.

Витрувий обобщил опыт греков; но обобщил его в рамках мировосприятия Риму. В Риме грандиозные масштабы строительства и малоквалифицированная рабочая сила заставили архитекторов к большей унификации ордерных отношений. Но и в этих условиях Витрувий требовал кроме математических «единства и соразмерности» их соответствия законам восприятия, так называемой „евритмий”.

Значительно сложнее стал вопрос о математизации гармонии в Возрождение, когда, рядом с эталонами античности, приоритетным стал расчет. В эпоху «первоначального накопления капитала» математизация глубже проникла и в архитектуру. Взгляд на художника как на орудие бога соседствовал с констатацией самостоятельности художника, а трансцендентальные отношения с миром - с математизацией эстетики. Но, как отмечает О.Ф.Лосев, математика в эстетике Возрождения была особая, чувственная . И, даже говоря об оптической перспективе, в которой, казалось бы, властвует математика, он отмечает, что она выходила из чувственного восприятия человека. Как резюмирует В.П.Зубов, «концепция организма» противоречит в Альберте абстрактной гармонической системе. Этим определяется и равнодушие Альберте к знаменитому «золотому сечению». Такую же неоднозначность можно отметить, сравнивая Виньолу и Палладио. Первый канонизировал ордер к уровню математических догм, а второй подходил к нему более свободно, так как проведенные им обмеривания памятников архитектуры не подтвердили наличие догмы-канона.

Наиболее авторитетным примером математического пропорционирования есть «Модулор» Ле Корбюзье. Пропорционирование в «Модулори» основано на двух «золотых рядах»: «красной шкале», что выходит из шестифутового роста человека, и «синей шкале», основа которой - высота человека с поднятой рукой. Модулор должный был стать универсальным языком в архитектуре. Однако он подвергнулся серьезной критике специалистов. В ней отмечались фактические погрешности в параметрах планов, разрезов, фасадов и т.д.; но же именно на основе этих параметров определялись «золотые отношения» с точностью до сотых частей. Критике подвергается «модулор» и в части принятого роста человека, и в части незафиксированного положения руки . Отмечено и несоответствие самого метода, статического в своей основе, временному характеру восприятия композиции, физиологическому принципу апперцепции .

Но, наверное, главная ошибка в математической гармонизации Корбюзье, что критикуется - это отход от сущности человека; от того, как он определяет гармонию в своих отношениях со свитом. «Исследуется преимущественно объект, тогда как в этой проблеме не меньшее место занимает воспринимающий субъект - человек, сквозь призму которого преломляется вся картина мира, в том числе архитектурная среда» .Интересным фактом является то, что даже приверженцы математической гармонизации указывают на ее ограниченность. Так, архитектор О.Перре пишет: «Я охотно применяю к проблеме пропорций то, что сказал поэт и математик Едгар По: «Математика не может дать более точных доказательств, чем те, какие художники вытягивают со своего художественного ощущения» . И.В.Жолтовський утверждал, что «не надо искать готовых засекреченных формул. Их нет!… Принцип зодчества сводиться к поискам соответствия между идеей сооружения и идеей, заложенной в окружающий его природе» .

За О.И.Некрасовым, «Архитектура - восприятие человеком самого себя» .

4.Архитектурный образ

За, художественный образ в архитектуре связан с наглядным раскрытием эстетичной ценности той общественной функции, которая организуется архитектурным произведением [Б.Г.Бархин, стр. 474]. Основой художественного образа в архитектуре есть социально значимая художественная идея. Архитектурный объект своим значением, взаимодействием с окружающей средой, своим пространственным и объемным решениям, формами, выразительностью своих пропорций способен раскрыть мировоззрение и воплотить идеи эпохи.

Уже на первой стадии творческого поиска, намечая лишь общие очертания будущего объекта, автор вносит эстетичное начало в логику создания формы. Он стремится выразить жанр сооружения, его типологические черты, согласовывая их с общественным назначением сооружения, ее конкретным положением в естественной или градостроительной среде. С особой полнотой и последовательностью раскрывается эстетичная сторона архитектуры в проектировании общественных сооружений. В градостроительных решениях относятся задача индивидуализации архитектурно-художественных композиций. В этом большую роль играет ландшафт, который оказывает содействие созданию образа, который запоминается, благодаря могущественному архетипичному влияния на человека его основных противоположностей: низа и верха, воды и горы, степи и леса и т.п..





Вернуться назад