Деревянная архитектура Покутья


Невысокий открытый нижний сруб колокольни охватывает широкое опоясання на крантейнах, а над ним поднимается очень низкий, всего три бруса, четвирик. В йього кровлю будто врезанный двухъярусный объем - “висьмирик на волшебнице”. Аркада звонов, которая находится в верхнем ярусе, накрытая куполом с энергичным, упруго обрамленным перехватом у основы и увенчанный лихтарем.

В селе Ямная, тоже слева дороги находится храм архангела Михайла и колокольня ХVии-ХVиии ст. Небольшая колокольня, представляет собой композицию “четверка на четверке” формы ее строгие, а силуэт сухой. Храм Михайла в плане решен как ривнокинечний крест - все его срубы одинаковой ширины. И потому в его общей конструкции важное место отведено боковым помещением. Хотя центральный квадрат очень низкий, а шатров его купола крутой, он хорошо в'яжиться с четырьмя объемами, которые осталась. Благодаря этому в пространственном восприятии церковь приобретает пирамидный силуэт. Внутренняя среда храма тоже решено особенно - здесь все пять помещений одинаково просторные. Небольшой иконостас находится в центральном срубе, вышивка и старые иконы предоставляют интерьеру оскорблений музея народного искусства.

Основные черты Покутських храмов - они владеют каждый своими особенностями - размерами, пропорциями, силуэтом, Разнообразные в построении и в деталях творцы, мастера в своей работе не повторяются, стараются предоставить каждому произведению свой особый образ.

Деревянная архитектура Коломыи

Впервые о г. Коломыя упоминается в летописи 1240 г. О возникновении названия города существуют разные версии. По одной из них „коломия” происходит от протекаю чего здесь ручья „мий” и означает „коло Мий”.

Нелегкая была в прошлом судьба города, много раз оно розрушувалося пожарами. Много раз, но поднималось из руин и пепла, возвращало себе славу большой ячейки торговли и ремесла. В результате город стал известный, как центр Покутья. В процессе исторических контактов Коломыи с гирцями она и самая впитувала черты их художественной культуры.

Развитие Коломыи, как и много других западноукраинских городов происходило в нескольких исторических периодах. Первый - от древнейших времен и до конца 16 ст. - начался задолго к первой летописному упоминанию о Коломые, когда город из утверждение археологических и письменных памятников, простерлось на правом береге г. Прута, в пределах Воскресинецькой горы и вокруг нее ближе к с. Корнича, места, где впадают в г. Прут Сопивка, Пистинька, Лючка. Украинский историк и археолог А. Петрушевич во второй половине 19 ст. обследовал местность вокруг Воскресинецькой горы, на восточной ее стороне нашел немало археологических пам'яток.

В 13 ст. Коломыя была большим городом. Под ту пору в развитии Коломыи принимали участие как западные, так и восточные мастера строительные, что повтикали в наши края от монгольского нашествия. Уцелевшие еще в 19 ст. здания 14-15 ст. указывали на то, что в них сохранилось немало рис западноевропейского строительства.

В конце 15 ст. Коломыя расстроилась на север узкой полосой. Вырастают новые деревянные сооружения. В конце 16 ст. строительство в Коломыи становится плановым, начинается новый период в его развитии. Коломыя, как пограничный город испытал разных нападений врагов. 1502 г. ее получили волохи; 1532 г. - молдаванины; 1539 г. - татары. Почти 90 татарских нападений на Покутье перешли через Коломыю. Со значительных сооружений, сведенных в те времена известные православный монастырь и Благовещенская церковь.

Благовещенская церковь и колокольня 18 ст. - последняя, так как и в Кремници, построенная в миниатюрных размерах. В народе ее называли „монастирською” так как в давность, по народным перессказам, находился возле церкви монастырь. В 1589 г. татаро-монгольское нашествие разрушило дотла всю Коломыю, не пощадила монастырь и церкви.

Неизвестно, который был ее начальный вид, так как вид перестроилась. Сохраненные нарезы на косяке с западной стороны подают кириллическими буквами год 1709, в котором достроено две боковые названий - с востока и мероприятия. Итак, к перестройке боковых нав не было и имела она вид прямоугольный.

Вторая реконструкция была сделана 1846 г., о чем говорит нарез на косяке центральной двери. В советский период церковь длительное время не функционировала.

К западу от этой церкви в 18 ст. построена колокольня. Объем колокольни благодаря композиции „четвирка на четверке” и простой чотирьохгранной шатровой кровли значительно строгиши.





Вернуться назад