Андреевская церковь в Киеве


Андреевская церковь в Киеве

Андреевскую церковь часто называют лебединой песней выдающегося мастера отечественной архитектуры Бартоломео Растрелли. Височить она на одной из круч Старокиевской горы. Из ее террасы чудесно видно древний Подол, заднепровские дальше, новые жилые массивы.

Построена Андреевская церковь на заказ императрицы Елизаветы Петровны. Проект сооружения разработано Б. Растрелли 1748 года, строительные работы велись в 1749 - 1754 гг. под руководством известного московского зодчего Ивана Мичурина. В создании храма принимали участие много специалистов Петербурга, Москвы, Киева, поэтому Андреевская церковь считается памяткой творческого содружества русских и украинских майстрив.

За свою историю церковь много раз ремонтировалась. Уже в первые годы после окончания строительства она была заброшенная, поскольку после смерти Елизаветы Петровны царский двор уже не интересовался киевскими строениями. Освящение храма состоялось лишь 1767 года.

В XIX веке несколько раз ремонтировались верхи церкви, которое привело к грубому искажению первоначальной формы очертания купола и потери ее декора. В таком виде памятка находилась к 70-х лет XX столетие.

С 1917 по 1953 год неоднократно велись работы по укреплению фундаментов Андреевской церкви и холма, на котором она стоит, и по отводу подпочвенных вод: выполнялся ремонт фасадов, интерьера, делалась консервация живописи и резьба.

В 1970 году на заказ Софийского заповедника из Венского музея Альбертина были получены фотокопии растреллийвських черчений Андреевской церкви, которые там сохранялись. За этими черчениями киевские реставраторы (проект архитектора В. Корнеевой) в 1978 году восстановили первоначальную форму купола, и эта замечательная памятка русского и украинского зодчества явилась перед киевлянами такой, которой ее проектировал Б. Растрелли.

Андреевская церковь - одна из ярчайший зданий стиля барокко, который распространился в отечественной архитектуре и искусстве в конце XVII - в середине XVIII ст. Прийти из мероприятия, этот стиль подвергнулся влиянию местных традиций и приобрел своеобразные национальные черты. Для барочных сооружений характерные парадность, эффектность, живописность и динамичность архитектурных форм, богатство декора, яркое контрастное крашение стен, большое количество позолоты. Все эти черты присущие Андреевской церкви.

Чтобы поставить храм на вершине холма, строители велели под ним стилобат в виде двухэтажного жилого дома, который примыкает к срезу кручи. Он завершается папертью, огражденной балюстрадой. К храму ведут из улицы широкие чугунные ступеньки.

Андреевская церковь - крестообразное в плане строение, извлеченное по оси мероприятие - схид. ее размеры -С х 20 метров, высота - 47 метров. Высота стилобата (с фундаментами) - 15 метров. Внутри церковь перекрыта одним большим куполом диаметром 10 метров. Однако извне это п'ятиверхий храм: четыре малые баньки поставлены на контрфорсы, которые размещены по диагонали сооружения. Силуэт церкви построен на контрасте между массивной центральной главой и изысканными краеугольными куполами, которые направляют движение архитектурных масс вверх.

Экстерьер поражает богатством декора. Стены здания и барабаны куполов расчленены по вертикалу пилястрами и колонами коринфського (первый ярус) и ионического (второй ярус) ордеров. Цоколь, стены и барабаны куполов завершаются карнизами сложного профиля. Круглые окна (люкарни) обрамовано роскошным лепным орнаментом, на фронтонах размещены чугунные картуши с монограммой императрицы Елизаветы. Живописность фасадов подчеркивает яркое раскрашивание: на бирюзовом фоне выделяются белые колоны, пилястры, карнизы, сияют позолотой чугунные капители, картуше, по граням темно-зеленого купола свиваются золоченные гирлянды.

Тот же принцип декор сохранен в интерьере, который воспринимается как единый архитектурный объем. Здесь также расчлененные плоскости стен объединяются с богатой позолоченной лепкой, которой обрамляет викна-люкарни и украшает купол.

Главным акцентом в интерьере есть иконостас. Это трехъярусное монументальное сооружение с мягкими криволинейными очертаниями. На пурпурном фоне отличаются позолоченные пилястры, карнизы и богатые резные обрамления икон, которые имеют разнообразные размеры и сложные контуры. Поверхность царских врат покрыто сплошным кружевом резьбы. В декор введен скульптуру - головки херувимов, фигуры ангелов, трифигурну группу ..Распятие", что завершает иконостас.





Вернуться назад