Архитектура первоначального общества (I млн. лет к н.э. - II тысячелетие к н.э.)

Главная - Архитектура - Архитектура первоначального общества (I млн. лет к н.э. - II тысячелетие к н.э.)

В прошлому Стоунхенджа выразительно выделяются несколько этапов строительства (рис.1.34). Сначала где-то около 3100 . к н.э. возникли ров глубиной 2 г и внутренний вал (высотой 2 м) в форме круга. Вне этого колом находился так называемый Пяточный камень, а внутри - расположенные по кругу, на одинаковом расстоянии одна от одной, ямки с по следам трупоспалення. Приблизительно в 1800 г. к н.э. Стоунхендж приобрел вид, знакомого нам сегодня: возникло величественное каменное кольцо диаметром 30 г из огромных глыб серого песчаника, перекрытых сверху плитами из камня (рис.1.35). Внутри этого кольца находилось еще одно сооружение пидковоподибной формы. Она была составлена из глыб большего размера, сгруппированных попарно и перекрытых третьей - так называемых трилитив. Тесанные одиночные каменья голубувато-зеленого оттенка - наименьшие в сооружении. Некоторые из них создают словно небольшую самостоятельную подкову внутри подковы с серых трилитив, а другие выстраиваются по кругу внутри большого каменного кольца.

Главная ось сооружения направлена на северо-восток - точно туда, где в наиболее длинные дни встает солнце. Это свидетельствует в пользу того, что скорее за все это было святилище солнца.

В архитектурной форме Стоунхенджа видно доброе обдуманное решение пространственной задачи: четкое планирование, центр, симметрия, ритм. «Подкова» с пяти порталов, высота которых возрастает к центру, - это отточенная художественная идея. Включить к ней «подкову» из каменьев немного меньших и другого цвета, которые стоят могущественным частоколом вокруг «алтаря», окружить подкову извне кольцом голубоватых столбов, а это кольцо - еще одним колом серых порталов, - это работа,

которой не постеснялся бы ни один из архитекторов мира, которые жили в прошлом и живут сейчас. Вместе с валом, который окружает сооружение, с дорогой, которая обтекает Пяточный камень, вместе с окружающим видом Стоунхендж представляет собой настоящий шедевр искусства. Он не нуждается в никаких скидках на «доисторическое происхождение».

На рис.1.36 показано, как, достоверно, велось сооружение Стоунхенджа. В кромлехах впервые появляются каменные балки, заключенные на стояках. Это первые стоечно-балочные тектонические системы.Факт почти повсеместного распространения мегалитических сооружений указывает на то, что они стали выразителями идей, которые были общими для всех людей этих пор, независимо от их географического местонахождения. Такой идеей могло быть стремления материализовать осознание значения своего лица, утвердить ее могущество и стойкость, сохранить навсегда память о ней для потомков. Не случайно эти каменья имели очень большие размеры и вес. Следует прибавить, что вождь считался также средоточием продуктивных сил природы. Он отвечал за обильный урожай, за многочисленный приплод скота, рождаемость людей. После смерти его тень продолжала обеспечивать благоденствие тем, кто продолжал жить. Побеспокоить гробницу - означало уничтожить чудодейственность, ее безграничное влияние на все живое...

Таким образом, уже за первобытнообщинного порядка формируются первые строительные привычки, осваиваются простые конструкции и производятся приемы архитектурной композиции. В результате достигнутого развития продуктивных сил и производственных отношений создаются разные типы жилье и поселений, а также появляются культовые сооружения. Усовершенствование орудий работы разрешило удовлетворить основные нужды в пище, одежде и приюте, оказывало содействие возникновению духовных нужд и со временем появлению нужд эстетичных, что дало толчок развития искусства и архитектуры.

Литература

1.Афанасьева В., Луконин В., Померанцевая Н. Малая история искусств. История Древнего Востока. - Г.: Искусство, 1976. - 290 с., илл.

2.Бунин А.В. История градостроительного искусства. Том 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. - Г.: Стройиздат, 1979. - 495 с., илл.

3.Всеобщая история архитектуры в 12-ты томах. Том 1. Архитектура древнего мира. Под ред. О.Х.Халпахчьяна. - Г.: Стройиздат, 1970. - 510 с., илл.

4.Всеобщая история архитектуры в 12-ты томах. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-Восточной Азии к середины XIX в. Под ред. А.М. Прибыткова. - Л.-М.: Стройиздат, 1971. - 643 с., илл.

5.Всеобщая история искусств в 6-ты томах. Том 1. Искусство Древнего мира. Под ред. А.Д. Чегодаева. - Г.: Искусство, 1956. - 467 с., илл.

6.Всеобщая история искусств в 6-ты томах. Том 2. Книга 2. Искусство Средних веков. Под ред. Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского. Г.: Искусство, 1961. - 508 с., илл.