Архитектура и искусство Византии V-VIII ст.


Чтобы не лишиться услуг театру (не будучи в возможности подчинить его), церковные власти выводят литургичну драму из-под свода храма на паперть. Рождается напивлитургична драма (середина Хии ст.). Но теперь уже городская гурьба диктует ей свои вкусы, заставляя показывать спектакля в дне ярмарок, а не церковных праздников, давать бытовое толкование библейским сюжетам. Особенно любила публика сцены с бесами, наделяя их чертами средневекового вольнодумца. В Хиии ст. комедийная струя в театральном зрелище заглушался театром миракля, который тоже имел своей темой жизненные, но обращенные к религии события. Самое слово “миракль” перекладывается с латинской как “чудо”. И в самом деле, все коллизии в этом жанре завершались вмешательством божественных сил. - св. Николая, Девы Марии и т.п.. Но и в эти сюжеты проникали реальные беды и неприятности людей через несовершенство жизни (“Миракль о святом Николае”, “Миракль о Роберт-дьяволе”).

Готический стиль и схоластика.

Схоластическая методология, которая во многом оказывала содействие обращению западноевропейских богословов к учению Платона и Аристотеля, сложилась в трактатах византийского богослова Иоанна Дамаскина. Суть ее состояла в попытке логического синтеза античной философии и христианского вероучения, ума и веры. “Схоластика, - писал О.И. Герцен, - была и не целиком религиозная, и не целиком наукообразная от хлипкости в логике - она искала верование, она пиддавала раздумывания найбуквальнишому пониманию догмата. Она одного страшилась, как огня: самобытности мысли; ей лишь бы ощущать повидок Аристотеля или другого признанного руководителя”.

Возникновение схоластики было обусловлено стремлениям церкви поставить ум на службу вере, превратить философию в средство логического укрепления богословия. Вера при этом не только задавала тон, а и заранее определяла конечный ответ, к которому должны были привести усилие ума. Для схоластики философствовать - значило найти убедительные ссылки на авторитет.

Хотя схоластика и не создала жодних оригинальных идей, определенной мерой она стимулировала умственное развитие человечества - по крайней мере потому, что помогла проявить степень прикладной значимости разных учений, апробировав их теоретические качества. Без этой сложной и чрезвычайно трудной работы невозможным было бы и дальнейшее развитие самой философии.

Готический храм, сохранив одну и ту же базиликальну форму, что и в романский период, имеет новую конструкцию свода, основой которого является каркасная система с нервюрами. Нервюры сходят у пучки на опорных столбах, на которые концентрируется вся нагрузка перекрытий. Новый свод неизбежно вызвал изменение интерьера. Его особенностями стали грандиозная высота, сравнительно небольшая толщина столбов, вытеснение, в сущности, стены огромными прорезами окон, которые в результате вызвало появление витражей. В экстерьере властвуют вертикальные тяги, тучная поверхность стен закрыта каменным кружевом, так как скульптура начала укрывать весь храм, особенно в Франции, где есть блестящие образцы синтез скульптуры с архитектурой.

В скульптурном декоре. который заполнил весь экстерьер, будучи родом проповеди, кроме сцен из Священного Писания случаются уже литературные поучительные сюжеты и сцены из жизнь, иногда преисполненные юмору.

Франция, особенно ее центр иль де Франс, считается колыбелью готики. Ранняя готика репрезентована Собором Парижской Богоматери (п'ятинефний храм вмещал до 9 тысяч человек). В его конструкции выразительно оказываются все основные принципы готики, но от трудной романской архитектуры - массивная гладинь стен, приземистые столбы, неуклюжие башни. минимум скульптуры. Западный фасад стал образцом для архитектуры многих следующих соборов: над тремя входными порталами последовательно высится так называемая галерея королей, три больших окна с “розой” посредине, две башни. Все части украшенные стрельчатыми арками.

Немецкая готическая архитектура сложилась позднее за французскую. Немецкие соборы более простые, дом сильнее извлечен по вертикалу, шпилю башен очень высокие. Особенность - однобашенные храмы, увенчанные высоким шпилем.

Для Северной Европы характерная кирпичная готика. Наиболее знаменитым циклом скульптур периода готики неопровержимо считается скульптурный декор собора в Наумбурзи. Рельефы “Страстей Христовых”, изображенные на изгороди западного хора (“Тайный ужин”, “Предательство Иуды”, “Взятие под стражу”), преисполненные чрезвычайного драматизма, реальности событий, проникновенной достоверности. В самом помещении хора наумбурзьки мастера поставили 12 статуй основателей храма. Это целая галерея человеческих характеров, очень разных и противопоставленных друг другу.В пизньоготичний немецкой скульптуре много патетики, появляются манерность, претенциозность, чрезмерная утонченность, объединение религиозной экзальтации с жестокой натуралистичностью (деревянные скульптуры “Распятый” и “Оплакиваемый”).





Вернуться назад