Инженерный гений рифму - колизей, пантеон


На родине Септимия Севера, в Лептис Магне (Северная Африка), была построена базилика, которая отличалась от всех бывших особым замыслом и роскошью обработки. На узких сторонах, восточной и западной, у нее были две полукруглые ниши - апсиды. Образующие их резные пилоны (столбы) посвящались Дионису и Гераклови и были украшенные сценами их подвигив.

До конца иии столетие в Риме наступила временная ремиссия. Императорская власть отчасти окрепшая. Со всех сторон столицу империи теснили варвары, и наиболее важными архитектурными сооружениями стали крепкие оборонительные стены, среди которых особое место занимала стена Аврелиана.Император Диоклетиан, что правил на рубеже иии - иV столетий, уже редко бывал в Риме. Его резиденцией была Салона, город в восточной Адриатике. Диолектиан сделал важный шаг к укреплению империи, проведя ряд реформ, усилив государственную бюрократию и систему стягивания налогов. О характере его времени красноречиво говорит построенный в Салоне дворец. Обнесенный могущественной крепостной стеной с башнями, с выходами к морю, четко распланированный, он был похож скорее на военный лагерь. Однако в нем были и жилые здания, и хозяйственные службы, и мавзолей, и храм, и парк. Он был удобен для жизни: Диоклетиан, что добровольно оставил трон после 20 лет правления, даже разводил там овощи. Но все-таки в этом дворце не ощущается бывшей воли. ЕСТЬ в нем особая строгость и обусловленность в соподчинении всех частей, близкая дворцам будущих византийских императорив.

Большая империя идет до конца, когда на трон садится Константин, первый император, который официально принял христианство. Античная религия окончательно сжила себя.

Завершающим памятником этого времени была базилика Максенция, победу над которым увековечил Константин на Римском форуме (306 - 312 г. н.э.). Базилика была задумана настолько грандиозной с такими колоссальными пролетами зводив, которые даже мудрость римских инженеров не спасла ее от разрушения - в скором времени после сведения она обрушилась. Сквозной каркасной конструкцией она предусматривала средневековые христианские базилики Западной Европы. Базилика Максенция - одно из самых грандиозных сводчатых домов Риму (площадь 6 тыс. кв. м). Прямоугольная в основе, она имела с восточной стороны крытый портик на столбах. Внутреннее пространство, разделенное на три нефа, завершался в среднем нефе полукруглой апсидой. Средний неф был перекрыт крестообразными зводами, которые опирались на восьми могущественных столбах и поддерживались извне контрфорсами и вертикальными выступлениями стены. Только короткая сторона базилики апсидой была решена сплошной стеной. В других частях дома зводи опирались на столбы, которые служили основой конструкции. Тонкие внешние стены были прорезаны двумя ярусами широких арочных прольотив.

После признания 313 г. христианства господствующей религией началось строительство христианских храмов, формы которых в основном заимствовались с античных василькив.

Победы Константина возвеличивает и сооруженная в этот же время на форуме Триумфальная арка Константина. Она была украшена рельефами, безжалостно выломленными с сооружений императоров ии столетие - Траяна, Андриана и Марка Аврелия. Они были включены в новый художественный ансамбль, и только главы цезарей везде были замененные главами Константина. Этот факт есть символическим: Константин будто поглощает бывшую римскую историю. Все строго, регламентировано: в центре император с клевретами, которые заискивая заглядывают ему у лицо, по сторонам, безликая гурьба.

Константин перенес столицу империи восточнее, в бывший греческий город Византию. Названное оно було “новым Римом”, или Константинополем. Отсюда начнет свою историю новое государство - Византия. Рифм же оставался еще на протяжении двух столетий центром западной части империи. Та же картина наблюдается и за пределами Риму, как в Италии, так и в провинциях. Античное искусство еще долго будет сохранять свою силу, однако оно, перерастая в средневековое, становится только традицией.

ГЕНИАЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ РИМЛЯНИНОВ

Обычно считается, что римлянины сделали три гениальных открытия в архитектуре: бетон, арка и купол. На самом деле лишь бетон есть безусловно римским изобретением. Смешивая известь с вулканическим пеплом, каменьями и песком, римлянины создали чрезвычайно крепкий, дешевый, удобный, но эстетично абсолютно невыразительный строительный материал. Последнее обстоятельство их ничуть не смущало. Если греки свои мраморные храмы не могли "осквернять" даже применением соединительного цементного раствора и ставили блоки “на сухое”, то римлянины могли облицевать некрасивые бетонные стены или мрамором, или порфиром, могли их расписать фресками или обшить расписанными деревянными панелями. Нарушение эстетичного единства внешнего вида дома и материала их ничуть не смущало.





Вернуться назад