Архитектура и искусство Византии V-VIII ст.


Архитектура и искусство Византии V-VIII ст.

В истории культуры навряд или можно найти искусство сложнее, чем византийское - прежде всего объединением основ, которые казались несоединимыми, так как ту скрещивались разнообразнейший художественные традиции. Трудности становления такого искусства, трудные поиски нового стиля вытекали также из сложности тех задач, которые христианская церковь, которая утверждалась, ставила перед мистецтвом.

Константинополь вбирал у себя все - и абстрактных орнамент Востока, и то живое, что уцилило от трудной застывшей силы Риму, и новую архитектуру храмов и многообещающие достижения мозаичного искусства, линейную выразительность сирийской художественной школы и благородный отголосок эллинизма - словом, все поиски и все влияния, которые переплетались в многонациональном миру, - а потом постепенно переплавлял это все в стройную художественную систему.

Чтобы храм вместил как можно больше мирян, христианское зодчество взяло за образец античные прямоугольные сооружения - так называемые базилики, распределенные на несколько продольных частей-нефов. Такой тип храма со средним просторным и высоким нефом, а в дальнейшем - на Востоке - и поперечным, что предоставлял храмовые формы креста, получил название базиликального. Возник и других тип храма - с куполом в центре, обязанный появлением, наверно, зодчим Грузии и Армении. Если храм был местом молитвенного общения, его внутреннее строение и снаряжения приобретали першоступеневого значение. Сорок окон “Святой Софии”, прорезанных под полусферическим куполом в толще стен и ниш, заливали светом украшенный мозаиками внутреннее пространство храма, а в большие праздника здесь зажигались канделябры в виде деревьев, серебряные паникадила и лампы. Светлый, золотистый фон мозаик, своего рода “каменной живописи”, зажигало сердца и своим сиянием вызвало состояние экстаза. Мозаики воспринимались не как плоскость и не как глубина, а как какой-либо других мир, сверхчувствительный, потусторонний, трансцендентный, в котором фигуры будто висят в нематериальному, пронизанному светом среде.

Первого расцвета византийское искусство достигло в VI столетии при Императоре Юстиниане. Огромная империя была наибольшим и сильнейшим государством Европы. Здесь существовало огромное количество ремесленных мастерских, множество купцов. В одной лишь столице в настоящее время было сооружено тридцать церквей, которые сияли золотом, серебром и разноцветными мраморами. Святая София явилась среди низ первейшей. Для нее Рифм поставлял колоны из порфира, взятые из храма бога солнца, Эфес - колоны из зеленого мрамора, все концы империи - мрамор редчайших пород. Известное и византийское серебро VI ст. - много украшенные кресты, чаши, ковше, блюда, обозначенные большим мастерством. Процветало в Византии резьба по слоновьей кости. Образец этого искусства - трон архиепископа Максимилиана в Архиепископском музее в Равенни. Дужецикавий и диптих с изображением цирковых сцен (V ст.), который выделяется яркостью и тонким выполнением фигур звирив.

Еще одной выдающейся памяткой Византии того времени никийськи мозаики из церкви Успиння в Никей (Малая Азия), в образах которых столько богатства и эмоциональной силы, овеянной эллинской красотой, что она могла бы напугать догматиков христианства.

Однако в Vии ст. византийская культура пережила продолжительный кризис, связанный с возникновением иконоборчого движения, представители которого считали изображение Бог в человеческой внешности профанацией религии. Императорская власть, поддержав это движение, начала массово уничтожать иконы, вместе с тем украшая церкви растительными орнаментами. Когда же наконец победили приверженцы икон, они в свою очередь уничтожали эти орнаменты, не считаясь с их художественной ценностью.

После некоторых нерешительностей художественное творчество целеустремленно избрало свой путь. Однако теперь мозаики, фрески и иконы должны были выражать глубочайшую духовность, чтобы не возникало сомнения в их правы передавать сущность божества. Спиритуализм становится превосходящим, фигуры теряют свою материальность, лица приобретают аскетический характер, пространство упрощается и схематизируется. В искусстве вводятся суровые каноны, оно передает лишь духовную сущность мира и человека.

Мозаики монастырской церкви в Давние (возле Афин) - возможно вершина зрелого византийского стиля Хи-Хии ст. - второй период подъема византийского искусства. В это время происходит расцвет станковой живописи - иконописи с применением уже не восковых красителей, а яичной темперы. К сожалению, неизвестно, кто является автором одной из известнейших и прекраснейший икон, который называется у нас Владимирской Богоматерью. Уже в 1155 г. она была в Киеве, а ныне находится в Москве. Прекрасный образ выражает мировую скорбь - такую же величественную и пожизненную, как радость бытия.

е у византийской культуре, кроме икон, мастерские декоративные филигранные заставки, книжные иллюстрации, образцы эмали.





Вернуться назад