Возрождение утраченных святынь

Главная - Архитектура - Возрождение утраченных святынь

Весной 2000 года основные строительные работы на соборе были завершенные и началось обрамление интерьера с воспроизведением барочной живописи, иконостасов, ктиторських портретов, погребений князя К.Острожского, графа П.Рум'янцева-Задунайського и других выдающихся лиц. Ориентировочная стоимость воспроизведения собора - свыше 15 миллионов американских долларов. Собор должен стать кафедральным храмом Украинской православной церкви (Московского патриархата).

Владимирский собор в Херсонесе (г. Севастополь) сооружено в 1859-1877 годах над руинами небольшого храму-хрещальни в котором, по перессказам, было охрещений Святого равноапостольного князя Владимира. Собор потерпел во время второй мировой войны и в течение 50 лет стоял в полуразрушенном состоянии. Во время одного из визитов в Севастополь 1997 года московский мэр Юрий Лужков объявил, что эту православную святыню будет отстроено коштом города Москвы. Эту инициативу перехватил Киевский городской глава Александр Омельченко. С 1998 года заказчиком и спонсором восстановления храма есть город Киев, которому немного помогает и государство - средствами из Государственного бюджета Украины. Разработано и утверждена проектная документация, начались восстановительные работы. Стоимость восстановления представляет свыше 7 миллионов американских долларов. После восстановления храм будет передано Украинской православной церкви (Московского патриархата).

Спасо-Преображенський собор в Одессе. Его строительство началось 1795 года, а последняя реконструкция была завершена 1903 года. В результате ее этот храм с колокольней стал вдвое большим за Успенский собор Киево-Печерской лавры. Инициатива воспроизведения собора, уничтоженного 1936 года, принадлежит местной власти. Для собирания средства созданы Черноморский православный фонд. В сентябрь^-сентябри-августе-сентябре 1999 года проведен Всеукраинский открытый конкурс на лучший проект воспроизведения собора. По результатам конкурс разработан проектную документацию и весной 2000 года начались восстановительные работы. Восстановление ведется в два этапа: сначала воспроизводится колокольня (к Рождеству Христового 2001 года), а потом - сам собор. Он должны стать кафедральным храмом Одесько-измайльськой митрополии Украинской православной церкви (Московского патриархата).

Успенский собор в Полтаве запланировано воссоздать как кафедральный храм Полтавской епархии Украинской православной церкви - Киевского патриархата. Для собирания средства созданы общественный фонд, силами местные архитекторы обработаны эскизный проект. Дело воспроизведения собора сдерживает недостаток финансирования.Собор Александра Невского в Симферополе. Его восстановлением опекается лично глава Верховной Рады Автономной Республики Крым Леонид Игрок - бывший первый секретарь обкома коммунистической партии. Воспроизведение этого храма как кафедрального собора Крымской епархии Украинской православной церкви (Московского патриархата) е сложной градостроительной и политической проблемой.

Дело в том, что за послевоенные десятилетия вокруг настроено немало престижных больших зданий, в том числе и дом настоящего Крымского парламента. А на месте собора стоит памятник - танк Т-34, что отмечает могилу воинов, погибших при освобождении Симферополя от немецкой оккупации. Поэтому вопрос где и как восстанавливать храм стало уже причиной серьезного политического противостояния в Крыму. Проектную документацию на воспроизведение собора разработали местные архитекторы, не считаясь с действующее законодательство Украины. Чем все это завершится - никто не знает. Досадно лишь, что святое дело привело к разъединению и конфликтам, вместо того, чтобы объединить людей.

Успенский собор в селе Крилоси возле Галича вообще не имел бы воспроизводиться учитывая то, что никто не знает, как выглядел тот княжеский собор, сведенный в Хии столетии и разрушенный окончательно где-то в Хи столетии. Поэтому его и не было включено к Программе воспроизведения памяток. Все, что надо было сделать - исследовать и законсервировать подмуровки собора и реставрировать часовню, сведенную на его рештках. И амбиции местных ''удельных князькив'' оказались более сильными за научно-методические и законодательные ограничения и вышли за пределы здравого смысла. В результате 1999 года на уникальной памятке археологии начались восстановительные работы, которые велись в варварский способ, без наличия проектной документации, согласованной и утвержденной в установленном порядке. После многочисленных протестов научный работников и общественности эти работы остановила Прокуратура. Тем не менее ''видбудовники'' не вгамовуються и намерены в 2000 году продолжить сведение антиисторической фальшивки.

Этот короткий обзор разрешает сделать несколько выводов из практики воспроизведения храмов в независимой Украине.

Во-первых, после десятилетий антихристианского и антиукраинского террора восстановление поруйнованих храмов - дело закономерное и неминуемая. Это - как выздоровление народа после тяжелой болезни.

Во-вторых, воспроизведение утраченных храмов нельзя ставить на конвейер, как сооружение жилых домов. Мы уже сталкиваемся с опасностью откровенной или завуалированной фальсификации исторических архитектурных памяток. Этого нельзя допустить, иначе будет дискредитированная самая идея возрождения духовности и культуры.