Возрождение утраченных святынь


В 1970-х гг. проведено (в кiлька етапiв) археологiчнi дослiдження памятки i поставлен вопросы о ее вiдбудову. Рiшення о вiдбудову церкви постановил исполком Киевсоветы 14.04.1989 г. Был проведен конкурс, по результатам которого вирiшено вiдбудувати памятку в предполагаемых первiсних формах. Определено цiльове бюджетное фiнансування вiдбудови церкви i термiн проведение робiт - 1996-1997 года. Будiвельнi работы начаты в вереснi 1996 г., а 14 сiчня 1997 г.- остановлено через незадовiльну якiсть проекта. Новая концепцiя вiдбудови церкви утвержденная 7 февраля 1 997г. Окончательный варiант проекта вiдбудови одобрено 9 квiтня 1997 г., тодi же было вiдновлено будiвельнi работы, якi успешно завершено в березнi 1998 г. Авторы проекта - профессор Ю.С.Асеев, архiтектори В.П.Шевченко i В.Ф.Отченашко. Сейчас это - действующий храм Украинской православной церкви - Киевского патриархата.

Михайлiвський Златоверхий монастырь был основан около 1062 . как Дмитрiйвський монастырь великим князем киевским Iзяславом Ярославичем. В 1108-1113 гг. коштом великого князя Святополка Iзяславовича построено Михайлiвський Златоверхий собор, cтiни которого украшали мозаики i фрески. В ХII ст. монастырь был мiсцем погребение князiв. В 1240 роцi его пограбили i частично разрушили монголо-татары. Из середины XV ст. монастырь дiстае наименование Михайлiвського Златоверхого. За митрополита I.Борецького в XVII ст. монастырь был одним iз осередкiв антикатолической борьбы.

В 1-и половинi XVIII ст. на територiй монастыря велось большое будiвництво: в 1713 роцi сооружено строящуюся трапезную в стилi украинского бароко (реставрировано в 1979-1980 годах), в 1716-1720 годах - строящуюся дзвiницю.

На територiй Михайлiвського Златоверхого монастыря было похоронено киевских князiв Святополка Iзяславовича (1113), его жену Варвару, Святополка Юрiйовича (1196), митрополитiв I.Борецького (1631) и I.Копинського (1640). В соборi зберiгались мощi Св.великомученицi Варвары.

В 1934-1937 годах собор i дзвiницю уничтожено московсько-комунистичною властью. Часть фресок i мозаик сохранилась.

Вопрос о вiдбудову монастыря нарушила украинская iнтелiгенцiя в кiнцi 1980-х гг. 14.05.1991 президiя Киевсоветы постановила рiшення "О вiдбудову Михайлiвського Златоверхого собора''. Влiтку того же года начались археологiчнi дослiдження собора. 27 сiчня 1996 г. Президент Украины утвердил "Прешочерговi мероприятия" с вiдтворення комплекса Михайлiвського Златоверхого монастыря. На протяжении квiтня-листопада 1996 г. завершено археологiчнi дослiдження пiдмуркiв собора, а на протяжении ноября 1996 г. - квiтня 1997 г. вiдбудовано мур с Економiчною ворота.

В листопадi 1997 г. завершена обработки проектно-сметной документацiй i начались будiвельнi работы на дзвiницi (отстроено в травнi 1998 года) i соборе (завершенные в 1999 году). Собор освящен на День Киева 28 мая 2000 года. Тем не менее работы по обрамлению интерьера Михайловского собора еще длятся. Общая стоимость работ по воспроизведению комплекса Михайловского монастыря составляет близко 20 миллионов американских долларов. Монастырь постепенно превращается в резиденцию Патриархата Украинской православной церкви. Здесь также содержатся Духовная академия и семинария УПЦ-КП.Восстановление Михайловского Златоверхого собора оказалась делом весьма контроверсийною. Уже по завершению работ выяснилось, что собор, вопреки требованиям официально утвержденной ''Концепции'', воспроизведено совсем не в тех архитектурных формах, которых он приобрел в пор расцвет бароко в середине ХVиии столетие. Дело в том, что были воспроизведены контрфорсы, которые окружают основной объем собора с пивдня и севера, но не были воспроизведены одноэтажные помещения между контрфорсами, которые были сведены одновременно с последними и обеспечивали спивмасштабнисть собора и человека, подчеркивали основную композиционную идею пирамидального нарастания масс от периферии до центра композиции - главного купола, который олицетворяет Исуса Христоса. Вследствие этого архитектурный образ храма оказался безнадежно обезображенным. Вместо воскрешенного храма Хии- ХVиии столетий мы получили антиисторическую фальшивку стоимостью 20 миллионов доларив.

Довершило дело антиисторическое и антихудожественное окрашивания фасадов собора в интенсивный синий цвет с разрисовкой лепленного декора в разные цвета. В итоге вместо белого величественного храма имеем розцяцькований базарный балаган.

Успенский собор Киево-Печерской лавры был и остается одной из найшанованиших православных святынь. Его разрушение 1941 года, к которой, как теперь выяснено, прибавили рук и московские коммунисты, и немецкие нацисты, была незаживающей раной Киева. Поэтому относительно этого храма не было дискуссий - восстанавливать его, или нет. Дискутировалось о другом - как именно восстанавливать. В результате десятилетней напряженной работы удалось найти приемлемые технические решения относительно фундування собора, увязывание воедино его старой и воспроизводимой частей, сохранение археологического культурного слоя, погребений, долек мощей святых и т.п.. Проектом института ''Укрпроектреставрация'', единодушно одобренным, предусмотрено воспроизведения собора состоянием на период расцвета украинского 2-бароко й половины XVIII столетие.





Вернуться назад