Возрождение утраченных святынь

Главная - Архитектура - Возрождение утраченных святынь

Харьковская область

Михайловская церковь (деревянная) в с. Верхний Бишкин Первомайского района, 1772 г. Уничтоженная в 1930-те года.

Хмельницкая область.

Тройцька церковь в Каменце-Подольском, 1616г., 1859г. Уничтоженная 1935г.

Черниговская область.

Покровская церковь в с.Дигтяривка Новгород-Северского района, 1710г. Частично разрушенная 90-в течение х гг.

Тройцька церковь в с.Пакуль Черниговского района, 1710 г. Разрушено в 1930-х гг. Воспроизведение - на территории Музея народной архитектуры и быта Украины (г. Киев).

Вознесенска церковь (деревянная) в смт.Марты Менського района, 1759. Разрушенная в 1930 г. Воспроизведение - на территории Музея народной архитектури и быта Украины (г.Киев).

При наличии финансовых возможностей в органах местного самовря-дування, кроме указанных храмов, определенных Программой, могут быть воспроизведенные также другие утраченные церкви, при соответствующему обгрунтуванни.

Обгрунтуванню решений, которые постановляют по вопросам воспроизведения разрушенных храмов, сейчас предоставляется большого значения. За подсчетами специалистов, в Украине лишь в ХХ столетии уничтожено около 10 тысяч архитектурных объектов, которые имели историко-культурную ценность [2-3]. По меньшей мере по 700 из них сохранилась фиксацийна документация разной меры обстоятельности (описания, гравюры, рисунки, фотографии, черчение, отдельные детали и т.п.). Относительно полная фиксация есть только по 150 объектам [ 4]. Поэтому в основу формирования перечня воспроизводимых памяток были положены критерии исторической, художественной и культурной их ценности, а также методологию ре-ставраций.

Под реставрационным воспроизведением памятки понимается науково-обгрунтована восстановление здания, свыше 50% наземного объема которой утрачено. Воспроизведение памятки является уникальным актом, который осуществляется в исключительных случаях при наличии достаточной документации. Взвешенный отход от такой позиции возможный лишь в отдельных случаях, учитывая беспрецедентные акты вандализма относительно объектов церковной архитектуры Украины.

Предусмотренные также четкие критерии допустимости и правомерности воспроизведения. Согласно им, объект воспроизведения должны быть таким, что уничтоженный вследствие акта вандализма, военных действий, стихийного бедствия, пожара, землетрясения и т.п., других причин разрушительного характера.

Объект воспроизведения должны быть таким, потеря которого послужила причиной деформации исторической градостроительной среды, а его воспроизведения диктуется требованиями возвращения историческому ансамблю (комплекса) его градостроительной целостности.

Объект воспроизведения должны быть обеспечен архивной фиксацийною документацией, необходимой для воспроизведения (описания, обмеры, проектные и исполнительские черчения, гравюры, рисунки, фото, макеты). Решение о достаточности или недостаточности источниковый базы к воспроизведению объекту постановляет в каждом конкретном случае специализированный научный совет. Воспроизведение объекту при отсутствии архивной документации и натурных исследований, на основании лишь научных реконструкций, не допускается.

Объект должен воспроизводиться, как правило, на его историческом месте, зафиксированному обмерами или сохраненными натурными остатками. Воспроизведение объекту на другом месте, по причинам более поздний застройки его исторической территории, может допускаться только в исключительных случаях [5].

Сейчас в Украине наиактивнее восстанавливают утраченные церкви в Киеве: уже восстановлена церковь Успиння Богородицы Пирогощой на Подоле, ансамбль Михайловского Златоверхого монастыря, Успенский собор Киево-Печерской лавры [6]. На очереди - церковь Рождества Христового на Подоле, некоторые другие церкви и колокольни. Начата работы по воспроизведению Владимирского собора в Херсонесе, кафедральных соборов в Полтаве, Одессе, Симферополе, ряда других памяток первостепенного значения.Первейшей воспроизведенной памяткой постоянная церковь Успiння Богородицi Пирогощой в Киевi. Она была заложена 1132 г. на Подолi князем Мстиславом, сыном Владимира Мономаха. Была тринавовою, триапсидною, хрестовобанною с одним куполом. Названная "Пирогощею" по названию вiзантiйськой iкони Богородицi, которая здесь зберiгалася. Церковь упомянута в "Словi в полка Iгоревiм". В 1613-1614 гг. церковь было реконструировано iталiйським архiтектором Себастiано Браччi. В это время, когда с 1613 по 1633 гг. собор св.Софiй был в руках унiатiв, церковь стала кафедральным собором киевских православных митрополитiв. В 1770-х гг. реконструированная в барочных формах архiтектором I.Григоровичем-Барським, который, предположительно, i был здесь похороненный. Тогда церковь стала пам'ятибанною. Пiсля пожежi 1811 г. бiчнi банi сняли i церковь перестроили в класицистичних формах за проектом архiтектора А.Меленського. 1934 г. церковь снова стала кафедральным собором Украинской автокефальной православной церкви. Закрытая в 1935 г. i тодi же снесенная.