Георгиевская церковь на казацких могилах под Берестечком


Георгиевская церковь на казацких могилах под Берестечком

Георгиевская церковь - главное сооружение мемориала „козацьки могилы" в селе Пляшевий - возможно, найсамобутниший произведение архитектурного модерна в Украине. Замысел построить памятник казакам, павшим в Берестецький битве, возник 1908 года по инициативе Почаевской лавры, а именно архимандрита Виталия Максименка, который возглавил организаторскую работу и объявил сбор пожертв.

Проект храма-памятника разработал студент архитектурного отделения Высшего художественного училища при Академии искусств в Петербурге В.Максимов, ученик профессора Алексея Щусева, выдающегося мастера, который выстроил несколько настоящих шедевров церковной архитектуры стиля модерн в Украине. Сооружение Георгиевской церкви длилось от 1910 до 1914 года, руководил строительством Владимир Леонтович. А именно перед этим, в 1907-1909 годах, В.Максимов помогал О.Щусеву реставрировать древнерусскую церковь Василия в Овручи и запроектировал сооружения для этого монастыря. Эти две работы - основное наследство В.Максимова, который умер незадолго до войны 1914 года.

Георгиевская церковь привлекает внимание исследователей не случайно. Сооружение задумано и выполнено чрезвычайно смело, воднораз утонченно и непринужденное.

Храм назначался для торжественных видправ, которые (на предложение В.Максименка) должны были ежегодно происходить в девятую пятницу после Пасхи. Поэтому от самого начала было понятно, что ни одна, наибольшая своими размерами сооружение не способное будет вместить велелюддя, которое крестным ходом будет отправляться к месту битвы.

Это препятствие было преодолено благодаря нежданному решению - вынести иконостас наружу. Церковь оказалась просто неба, паперть превратилась на солею.

Уникальные особенности церкви неоднораз отмечали исследователи. Елена Годованюк и Маринила Говденко впервые обмиряли ансамбль „козацьки могилы" в 60-те года, когда там еще была ферма и, как припоминали со временем, „кроли бегали по ногам". Они писали: „традицийний крещатый в плане храм позбавлено западного рамена - нави. На месте ее - большая (21х12 м) сложной формы открытая стилобат^-стилобат-паперть-стилобат [.., ] Как и весь двор ансамбля, она рассчитана на размещение большого количества людей. Западный, главный лоб Георгиевской церкви, повернутый к паперти, задумано как „екстер'ерний" иконостас".

Все дальнейшие публикации так или иначе повторяли этот вывод. Все исследователи также завважували, что в архитектурном решении экстерьера церкви использованы мотивы украинской архитектуры ХУП-ХУШ сторич.

И в архитектуре, как и в будьякому другому искусстве, взвешивает не только ЧТО, но и КАК сделано. Стиль модерн, в котором работали учитель и его ученик, использовал исторические прототипов. К этому творческому методу обращались архитечь и раньше, например, романтики в начале и эклектики в конце XIX век. Однако каждый раз они действовали иначе. Мистци модерна никогда не копировали исторический прототипа, как ретроспективисти, и не брали отдельные детали, чтобы оздобити ими фасады, как эклектики. Для мастера модерна исторический прототип - это художественный образ. Он повторяется, иногда очень близкий к першовзору, но артистически преобразованный, усиленный и подчеркнутый чувствительным эстетичным переживанием архитектуры прошлого.

Если пристально присмотреться к очертаниям Георгиевской церкви в плане, становится понятно, что она вместе с папертю-солеею образовывает характерный план дев'ятидильной крещатой церкви. Как известно, дев'ятидильна церковь состоит из ривнораменного креста, вписанного в квадрат. Совпадение особенно хорошо заметное, когда сравнивать это очертание с планами нескольких известных дев'ятидильних украинских церквей ХУии-ХУШ веков: Тройцькой церкви Густинського монастыря (1672-1676), Спасопреображенськой церкви в селе Больших Сорочинцях (1732), Николаевского собора в Нежине (1658) и других. И прежде всего следует виокремити деревянный дев'ятидильний, дев'ятиверхий Тройцький собор в Новомосковскую (бывший запорожской Новоселици, или Самарчику), что его соорудил в 1772-1781 годах народный мастер Аким Погребняк. Не только формы, а и общие размеры планов этих сооружений (в пределах 24-28м) очень близкие к размерам Георгиевской церкви.

Из этого сравнения вытекает, что оригинальную обсягово-просторову композицию храма в Пляшевий было образовано благодаря архитектурному перекрою мысленной дев'ятидильной дев'ятиверхой церкви. Он отрезал три западных камеры, которые было опущено под грунт (именно они образовали склеп и подземную церковь Параскеви-П'ятници, чей абрис на грунти повторяет солея). На поверхности остались две трети церкви. За это проговаривает тот факт, которая наземная церковь имеет шесть верхов - случай уникальный. Главный лоб представляет, в сущности, плоскость архитектурного перекрою. Внешняя аркзнаком внутренних пидпружних арок. Надворный иконостас открывает словно вид на раскрытое внутреннее пространство апсид.Итак, один из составных частей технологии архитектурного проекта - перекрой стал средством художественной выразительности. Церковь как архитектурное сооружение ничего не потеряло, а, наоборот, приобрела таинственный и воднораз ясный характер. Этажи ее обозначают исторические и культурные символы. Подземная церковь с погребениями святых мучеников - традиция, которая достигает першохристиянських монастырей и даже еще раниших, дохристианских гробниц, которые отображают представление многих стародавних народов о сакральном пространстве, разделенном на три части, которые отвечают трем сферам космоса - подземной, земной и небесной. Эти части объединялись „космичною осью", вертикаль ее кое-где втилювано в центральном столбе в поховальний камере (например етруська гробница в казале Мариттимо вблизи Вольтерри первой половины VI ст. к н.э.). За тот самый сакральный столб, „свитову ось", или „свитове дерево" можно считать имеющуюся в подземной камере-погребении кирпичную полую колону, заполненную костями погибших. Обычай прятать тлении останки в нишах стен погребения так же тянется из седой давности.





Вернуться назад