Гибель и восстановления неоценимых сокровищ

Главная - Архитектура - Гибель и восстановления неоценимых сокровищ

Гибель и восстановления неоценимых сокровищ

И. ВСЕ ЛУЧШЕ ВСЕГО ПУЩЕНО НА ИЗЛОМ

(судьба тысячелетнего Киева)

1936 год обозначился неслыханными в новейший мировой истории разрушениями художественно-исторических памяток в Киеве. Эта формула есть безусловно точная, так как уже в течение продолжительного времени нигде в мире не нищено (тем более, сознательно и не натянуто жодними "чрезвычайными" обстоятельствами) первостепенных архитектурных творений таких отдаленных от нас сутки, как XII столетие. А в Киеве, в условиях полнейшего мира, без наименьшего влияния "непреодолимой силы", начато вознесения таких памяток, и вдобавок в массовых масштабах. Для дома правительства забракло в Киеве другой площадки, как тот лоскут земли, где стояли непогибшие в ураганах восьми столетий драгоценные свидетели далекого русского прошлого. И вот, как об этом восторженно сообщают хулители собственной отчизны, "на обрывистом береге Днепра, на территории бывшего Михайловского монастыря и Трьохсвятительськой церкви, сооружается шестиэтажный дом Совнаркома УССР" (1).

Сколько шума было здийнято в свое время по поводу гибели, которая угрожала Реймському собору. Угроза не осуществилась, и собор отстроен. Гибель собора Михайловского монастыря в Киеве - совершенный факт. Тем временем нужно на полную силу утвердить ту истину, которая среди явлений художественной культуры собор Михайловского монастыря в своем роде не менее значительный, чем его младший сверстник - Реймський собор. В каждом из них выраженная своя и большая правда художественного умозрения и творчества. А если так, то строители анекдотического ("шестиэтажного": нашли чем похвалиться) дома Совнаркома УССР в Киеве суть сокрушители наайвизначниших сокровищ своего народа.

Собор Михайловского монастырь построен, как известно, 1108 ро-ку (2). Сохраненные к XX столетия русские архитектурные памятки, которые имеют такой возраст, можно пересчитать на пальцах. Киевские (и не только киевские) горе-"строительные" отсекают эти пальцы один за одним. Боплан, известный описувач Страны первой половины XVII столетие, так высказывался о ее столице: "Из всех храмов Киева только двое зосталися на память (pour memoire), это - Софийский и Михайловский; сдача лежат в руинах". С этих двух исторических зданий, которые сохранились "на память" потомкам, одна исчезнувшая теперь из лица земли, на угождение невидь-кому и чему. Нет ни одного серьезного обзора русского художественного прошлого, в котором не упоминался бы собор Михайловского монастыря (3) [...]

Однобанный и шестистовпний в своем первоначальном виде Михайловский собор за свою длинную жизнь успел обрасти придилами и пристройками. С однобанного он пруд семибанним4. И это ничуть не уменьшило его архитектурной красоты и выразительности. Можно даже думать, что более поздний достройки повысили его живописность. Это живо ощущал зритель, который имел возможность любоваться собором в усадьбе бывшего Михайловского монастыря. Это впечатление и теперь способна справить любая добрая свитлина собора (5). С полнейшим основанием М.Сичов и Ф.Ернст называли это здание "сказочно-живописной" (6). И даже реставратор В.Фролов, посланный к Киеву уже в то время, когда собор Михайловского монастыря было обреченно на разрушение, не удержался от того, чтобы назвать его "прекрасной памяткой русского зодчества XII столетие" (7).

За живописностью своей Михайловский собор скорше превосходил наилучшие творения итальянской архитектуры византийского стиля, чем уступал перед ними. Тем не менее в стране советов сердца искусствоведов и "руководителей" принадлежат только "царству Муссолини", подобно до того, как сердце фонвизинивського бригадира принадлежало "короне французской". Люди эти твердо убеждены, что в самом лишь царстве Муссолини есть настоящая красота. Что против нее памятки родной страны! Так вот - которое им дело к тому, что в Киеве уничтожают художественные произведения, которые за художественными стоимостями своими не уступают перед наилучшими итальянскими.

Большое значение в истории русского искусства имеет и та Трьохсвятительська церковь, которая погибла вместе с тем с Михайловским собором [...] Здание, которое стало вместе с Михайловским собором жертвой нынешних киевских горе-"строительных", принадлежала к XII столетие. Втямили ли сокрушители, сколько вообще зданий XII столетие в "Украине? Сооружение одного "шестиэтажного" дома стоило Киеву двух таких сооружений [...]

Уже и вознесение за "одним мероприятием" двух известнейших памяток домонгольськой Движении представляло явление, абсолютно небывалое относительно темного невежества своего в новейших анналах России и Украины [...]Относительно творений зодчества Батиеве опустошение - настоящая мелочь сравнительно с делами киевских "строительных" 1934- 1936 лет, что и дальше развивают свою "деятельность" каждый раз большими, темпами. При трагических обстоятельствах получения Киева татарами обвалился свод Десятинной церкви. Тем не менее огромное большинство памяток зодчества, известных нам из летописных записей домонгольських времен, пережила Батиеве опустошение и дийшла к следующим поколениям. Перенесение административного центра Украины из Харькова в Киев оказалось, некоторыми сторонами, большей культурной катастрофой, чем Батиеве опустошение. Только три года порядкують в Киеве горе-"строительные", - и где же теперь Михайловский собор, который выстоял тяжелый время бесчисленных нашествий? Де Трьохсвятительська церковь, которую не могла разрушить до конца рука злейших врагов русского и украинского народов? И какую судьбу готовит райсовет Кирилловской усадьбе, почти незатронутой ураганами восьми возрастов? [...]