Золотые ворота в Киеве

Главная - Архитектура - Золотые ворота в Киеве

Золотые ворота в Киеве

Золотые ворота в Киеве - одна из немногих памяток оборонительного зодчества Киевской Движении, которая дошла к нашему времени.

„город Ярослава" окружали высокие земляные валы общей длиной 3,5 километра. Они проходили современными улицами центральной, части Киева - от Львовской площади (где находились Львовские ворота) вдоль улицы Ярославив вал к Золотым воротам, спускались улицей Свердлова и Новопушкинской к площади Октябрьской революции (где стояли Лядськи ворота) и снова поднимались вверх к площади Калинина. Золотые ворота были главным въездом к Киеву. Это удивительное произведение давньо-руських зодчих - могущественная боевая башня, которая завершалась церковью Благовещения, - вызвал увлечение современников и приводил ужас на врагов своей неприступностью. Время не сохранило памятку. Из записей путешественников XVI - XVII ст., из рисунков А. ван Вестерфельда 1651 года мы знаем, что на тот период Золотые ворота были уже полуразрушенными. Однако к середине XVIII столетие они были въездом к Киеву. В 1648 году возле Золотых ворот киевляне встречали героя национально-освободительной борьбы украинского народа Богдана Хмельницкого после победы под Желтыми Водами, а 1654 года, ознаменованного воссоединением Украины с Россией, через Золотые ворота торжественно въехало к Киеву русское посольство. В конце XVII - в начале XVIII ст. перед воротами, в связи с реконструкцией фортификационных сооружений города, были построены земляные бастионы. В середине XVIII столетие руины древних Золотых ворот были засыпаны землей и рядом за проектом инженера Д. Дебоскета сведено новые одноименные ворота.

Снова киевляне увидели старинную памятку 1832 года, когда К. Лохвицький провел археологические раскопки и вскрыша остатки Золотых ворот. При этом было не только расчищен проезд, но и сняты рештки земляного вала, который примыкал к сооружению с обеих сторон. После этого ворота приобрели вид двух параллельных стен длиной 25 и 13 метров и высотой около 8 метров. При участии архитектора В. Беретти были проведены работы по укреплению руин: на отдельных участках сделан ремонт древней кладки кирпичом, сведены контрфорсы, устроены металлические связи, территорию вокруг остатков памятки ограждено чугунными решетками. В таком виде Золотые ворота сохранились к нашему времени. Однако старинная кладка от ветра и атмосферных осадков разрушалась и дальше, что чрезвычайно беспокоило ученых. В 1970 году были приняты решения свести над остатками павильон, который не только защищал бы их, но и воссоздавал первоначальный вид сооружения. Чтобы выполнить проект реконструкции, необходимо было провести дополнительные исследования Золотых ворот, несмотря на то, что над их изучением работали выдающиеся ученые - К. Лохвицький, Ф. Солнцев, П. Покрышкин, А. Ертель, В. Ляскоронський, В. Богусевич, Ю. Асеев и т.п..

После тщательного архитектурного и археологического изучения руин в 1972-1973 гг. был определен древний уровень проезда, высчитаны первоначальные высоты арок, уточнено размеры и конструкцию валов и воритной башни, место и план надбрамного храма. Все это разрешило авторской группе исследователей в составе архитектора-реставратора Е. Лопушинськой, доктора исторических наук С. Высоцкого, архитектора-реставратора М. Холостенка и инженера-конструктора Л. Мандельблата создать проект защитного павильона, который с достаточной точностью воссоздает вид Золотих ворит.

Своеобразность и оригинальность консервации остатков ворот заключается в том, шо новые конструкции павильон сведен независимо от древней кладки, которая сохранена полностью (с кирпичными докладками и металлическими связями XIX столетие) и которую можно осмотреть со всех сторон. Создание павильона-реконструкции не только сохраняет памятку от разрушения, но и дает возможность „оживити" эти древние остатки, сделать их более понятными для широкого круга людей, показать величие этого сооружения.

Старинная кладка Золотых ворот особое впечатление взыскивает со стороны проезда. Высота стен, которые сохранились, достигает 9,5 метра. Ширина проезда - 6,4 метра. Вглубь проезда выступают мощные пилястры, на которые в давность опирались арки сводов высотой 8,43, 11,12 и 13,36 метра. На лицевой поверхности стен хорошо видно декоративные особенности "смешанной" кладки (ряды камня и цегли-плинфи на цем'янковому растворе).

К стенам первой половины XI столетие в отдельных местах примыкает более поздняя кладка, выполненная также в "смешанной" технике, но она кое-что различается от первоначальной толщиной плинфи и цветом раствора. Это следы ремонта ворот, который был проведен в XII ст. Внутри павильона хорошо видно оборотные стороны стен проезда, которые примыкали в давность к валу и были лишены декоративной обработки кладки. На них видно отражения бревен внутривальных конструкций, которые состояли из большого и малого срубов, к которым входили 9 клетей, построенных из толстых бревен и заполненных землей. Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров. Следы этого рва можно увидеть сегодня в перепаде уровня Золотоворитського проезда.Павильон-реконструкция воссоздает Золотые ворота в таком виде: основная часть представляет собой башню с зубцями высотой 14 метров; из внешнего фасада башня имеет дополнительный виступ-"малу башню"; проезд ворот перекрывается с одного стороны герсою - подъемной деревянной решеткой, окованными металлом, со второго - створками ворот, выполненными по образцу старинных врат, что сохранились в памятках Новгорода и Суздаля.