Архитектура старинного египту (XXX - IX ст. К н.э.)


Египтяне представляли себе архитектуру в органическом единстве со скульптурой и живописью. Это свойственно всем давним народам. Статуи перед пилонами храмов (рис.2.25), а также статуи сфинксов за своими размерами приближались к самым сооружениям. Пилоны, которые правили за фасады древнеегипетских храмов, были украшенные иероглифами и рельефами.Мури и стены, колоны и стелы египетских строений разукрашивались яркими росписями, врезанными и выпуклыми рельефами и иероглифами (рис.2.26).Колоны пор Новой царства преимущественно имеют кое-что цилиндрическую форму - они немного суживались вверху, поднимаясь из плоских основ, похожих на каменные диски. Колоны главным образом продолжают воссоздавать растительные формы, их тела напоминают стволы деревьев, жмутки лотоса, а базы символизируют землю (рис.2.27). Капители колонн разнообразные и по обыкновению тоже растительного происхождения: они напоминают пальмовую листву, раскрытые и закрытые цветы лотоса или папируса. Сравнительно поздно, в порядке исключения, появляются капители с человеческими женскими лицами, которые обращены в четыре страны света.

Уже в Поздний период (664 - 332 гг. к н.э.) появляются двойные капители, где над частью в виде чаши височить блок с женскими лицами (см. также рис. 2.29).

Стелы, которые вместе с тем выполняли функции крыши, укладывали на каменные балки (рис.2.28). Балка из камня плохо работает на выгон, вследствие чего прогоны между сопротивлениями были маленькими,

из-за чего помещение в храмах, как и в жилых домах и дворцах, были узкими. Потолок

колонных залов поддерживалась тесанными каменными стояками-колонами. Они были толстые, плотно поставленные и поэтому пространство зала нельзя было охватить одним взглядом. Дневный свет попадался в меньшие помещения только сквозь открытую дверь или очень маленькие окошки.

Большим залам такого освещения часто было недостаточно. Чтобы улучшить дело, средние два или четыре ряда колонн делали на несколько метров выше сдачи. Таким образом образовывали два уровня потолков, между которыми устраивались окна, которые давали верхньо-бичне освещение.

Тип храма кое-что изменялся лишь в короткий период правления фараона Аменхотепа IV (1364 - 1347 гг. к н.э.). Для того, чтобы повалить всевластие жрецов, этот фараон-реформатор запретил культ всех многочисленных старых египетских богов, кроме культа бога солнца Атона. Он даже изменил свое имя на Ехнатон («полезный Атону») и, оставив тогдашнюю славную столицу Фиви на юге страны, выстроил далеко на севера от нее новую столицу - Ахетатон («небосклон Атону»). Его жена Нефертити тоже получила новое имя - Нефер-Нефру-Атон, которое означало «Прекрасная красотой Атона».

Главный столичный храм Атона отличался от других храмов пор Нового царства (рис.2.30). Он состоял из открытых дворов без потолков, где лучи солнца достигали верующих. Здесь были установлены столы для жертвоприношений и даров. Интерьеры этого храма, как и других, украшали выкрашенные рельефы (рис. 2.31).В новую столицу двор Ехнатона переехал на шестом году его правления. В центре города были расположенные несколько храмов и дворцов, а также роскошные дома знати (рис.2.32).В богатой усадьбе, которая была открыта в городе Ахетатони (рис. 2.33 и 2.34), все направлено на защиту от трудных климатических условий. Усадьба окружена стеной, перед домом хозяин посажен садик, жилые помещения ориентированные на север и группируются вокруг крытого внутреннего дворика. Он высший от других помещений, благодаря чему хорошо освещается. В дому есть ванны и уборные. Обабич и позади дома расположенные служебные здания, помещение для слуг, амбара, сарае. К хозяйственному двору ведет отдельный вход.Своими реформами Ехнатон настроил против себя могущественных жрецов и после его смерти они восстановили предыдущий порядок и перенесли столицу снова в Фиви...

Именно здесь во второй половине Нового царства началось широкое сакральное строительство. В фиванських храмах окончательно сложилась такая конструкция гипостильних залов, когда выделялись два средних ряда более высоких колонн с капителями в виде раскрытых метелок папируса. При этому все другие колоны были низшими, с завершением в виде бутон папируса. За задумкой, эти ряды колонн воссоздавали заросли Нила, где за представлениями древнеегипетской мифологии, в цветке лотоса родился бог Солнца.

Египетские храмы резко выделялись своими размерами среди других строений, вселяя мысль о бессилии человека перед богами, и их представителями на земле - жрецами и фараонами. Наибольшие в Египте храмы входят в состав храмовых комплексов Карнаку (рис. 2.35, 2.36), которые создавали на протяжении многих столетий. Эти ансамбли, расположенные вблизи Фив, постепенно усложнялись путем добавления новых храмов, гипостильних залов и перестилей. Архитектура зданий была монументальной, с точными объемами и чистыми формами. Она полностью учитывала линии пейзажа. А с этим делом не всегда могут управиться даже современные архитекторы. Размеры отдельных храмов иногда были очень большие.





Вернуться назад