Архитектура старинного египту (XXX - IX ст. К н.э.)


Храмы Среднего царства продолжают развивать осевые композиции (рис.2.17, на заднем плане). Поминальный храм Ментухотепа и состоял из двух ступенчатых террас, окруженных крытыми колоннадами. Из центра храма вырастала пирамида на массивном цоколе с основой 21x21 г, с каменным каркасом, заполненным малыми блоками и щебенкой и облицованная плитами из белого известняка. Пирамида властвовала над этим фантастическим багатоколонним храмом, тем не менее она была только кенотафом - т.е. надгробием, сооруженному не на месте погребения умершего - поховальну камеру вырубали перед подножием скального массива; святилище и поминальный храм были построены перед его обтесанными и выравненными стенами.

Поминальный храм в честь царицы Хатшепсут, который построили в самом начале Нового царства, также имел осевую композицию. Он складавася с трех огромных терас.

Основным мотивом архитектуры этого комплекса, как и в храме Ментухотепа и, являются открытые колоннады. Колоны портиков имели прямоугольный поперечный перерез. Колоннады на фасаде сооружения стали важной новостью - в Старинном царстве памятников, где открытые портики были бы основным мотивом архитектуры всего комплекса, не существовало.

В эпоху Среднего царства фараонов начали прятать в подземных гробницах, которые, во избежание их ограбления, были расположены в тайных местах пустынь (рис.2.18). В отличие от прямоугольных столбов храмов Ментухотепа и Хатшепсут здесь столбы портика уже восьмигранные.

Дальнейшее развитие колонн в эпоху Среднего царства показывает рис.2.19. Восьмигранную колонну потом 16-заступает гранна с неглубокими желобками (канелюрами) на каждой грани. Это так называемая протодорийська колона. Завершает ее квадратный плинт, а под ней находится круглая тесанная база. Это колоны чисто каменного стиля. И в дополнение появились колоны, которые стилизовано воссоздавали растительные формы, их тела напоминают жмутки лотоса, капители - его нерозпукли бутоны, а базы символизируют землю.

Исследование руин довело, что для защиты городов на границах страны египтяне сводили могущественные крепости, особенно на юге, где Египет граничил с царством Куш и Нубией (рис. 2.20). Городской центр Бухена, где были расположены дворец, дома членов правительства, зернохранилища, гробницы и площадь для проведения парадов, защищало двойное кольцо крепостных мурив. Круглые башни входили в состав долишних стен, прямоугольные - к горишних. Горишни стены имели высоту 11, а толщину - 4,5 г. Стены и башни завершались зубцями, за которыми прятались оборонцы. Прямоугольные башни имели специальные навесы, из которых на главы обложникив можно было швырять каменья и т.ин. Продуманное размещение бойниц разрешало защитникам держать наступающего врага под перекрестным огнем. Бараки для воинов, дома для их родин, стойла для ишаков (в

пор Среднего царства египтяне коней еще не имели) находились в кильке обороних сооружений и стин.

Земледельцы, которые поселялись вокруг городов, сводили дома с неотапливаемой кирпича-сырца (рис. 2.21). Египтяне изобрели способ сводить стены без риштування (так как дерева было мало). Во время строительства щокова стена представляла собой ступеньки, которыми строители поднимались к месту работы и поднимали материалы. Колоны были из вязку камыша, который обмазывали глиной, подлоги - земляные, плотно утрамбованные. Навесы защищали жителей от солнца. Летом семья часто спала на крыше под палаткой из камыша.В городах, где земли было мало, египтяне сводили дома в несколько этажей (рис.2.22). На нижнему - торговые магазины, деловые конторы, на верхних - жилые комнаты. Жители проводили много времени на крышах домов, так как здесь было немного прохладнее. Никаких общественных канализационных систем не существовало, стоки сливали у канавы, реку или просто на улице.

Только в период Нового царства, когда выдающуюся роль в политической жизни страны стало играть могущественное жречество, формируется тип египетского храма (рис. 2.23, 2.24, 2.25), который почти без перемен просуществовал много столетий. От завершения храма Хонсу в Карнаку (рис.2.24) к завершению почти такого же храма Хора в Едфу (рис.2.23) прошло 1096 лет. Продолжительное сохранение традиций характерное для египетского строительства. Композиция этих типичных храмов, как и обычного жилья, подчеркнуто осевая. Это извлеченный прямоугольник с входом из его короткой стороны. К входу по обыкновению вела аллея сфинксов - статуй стражников от злых духов в виде фигур лежачих левов с человеческими или бараньими главами (баран - священное животные у старинных египтян). Узкий небольшой вход содержался между двух могущественных башен (пилонов), что имели форму срезанных пирамид. Перед пилонами устанавливали огромные статуи сидячих фараонов и высокие обелиски. Если обелиски имели разную высоту, то нижний выдвигали немного вперед, чтобы они казались одинаковыми. За входом находился перестильный (обнесенный колоннадой) двор, дальше шли колонные (гипостильни) залы. Высота храма беспрерывно, начиная от пилонов, снижалась. Таинственное святилище храма содержалось в наиболее отдаленном, низком и темном месте здания. Исследования обнаруживают, что соотношение размеров частей зданий не были случайными. Пропорции грунтувалися на соотношении простых чисел. При этом как строительный модуль (единицу меры) использовали размеры блоков. Часто употребляли отношения сторон египетского треугольника - прямоугольного треугольника с отношением сторон 3:4:5.





Вернуться назад