Художественная ценность Лемковской церкви

Главная - Архитектура - Художественная ценность Лемковской церкви

Также существует большое разнообразие отдалений между башнями, от сближения их в виде по-дружески выраженного сосредоточения к широко растянутому размещению их, когда через видовженисть церковной нави эти башни теряют живописное единство.

Еще больше ризноманитности есть в формах самых лемковских башен, от торжественных, багагоярусних, пропорциональных, мальовничиху своих плавных закруглениях и большей частью удивительно стройных к скромным малоярусних, которые представляют только п'едесталь для креста.

Башни церквей имеют еще и нюансы фактуры и колорита, в зависимости " от покрытия: архаического - гонтой, которая дает приятные, образованные из черточек мелко зазубренные контуры, или модерного - бляхой, из нее четко линейным очерчиванием форм и определенной блистательностью, особенно эффектной в соняшний день.

А какое разнообразие в ярусной структуре каждого сруба, обычно наибольшая в общем построении основной средней части церкви! Здесь лемки перекликаются с бойками, ощущая и по-своему выражая красоту ступенчатых срубов с их четким горизонтальным членением и зубчатыми контурами.

Сколько еще ризноманитйости в формах дашкив, опасений на консолях или аркадах, галерий, крылец и всяческих пристроек!

Какое большое разнообразие отдельных колоколен, от простейших стенок со звонами и перекрытых только дашками вышек со звонами, сведенных на обнаженный от пошива столбах, - вплоть до стройных башен с опасениями, галериями и барочными куполами и баньками с маковками и крестами наверху!

Разнообразные даже прорезы в колокольнях для распространения звуков благовесты: круглые, арочные, треугольные и всяческие другие фигурные.Все это есть неисчерпаемый резерв богатейшего языка линий, форм и цветов, которой владели строители церквей по селам Засяння, по тем селам, которые их мусили побросать тамошни коренные жители. Они мусили побросать насижены из прадед^-прадеда-деда-прадеда места и оставлять на произвол судьбы свои волшебные, возрастами опоэтизированные церкви. (Речь идет об осуществленном 1947 года польской властью принудительное выселение всех украйнцив-лемкив из родных мест. - Ред.).

В этой работе не пришлось говорить о польском влиянии на церкви украинского населения Засяння, который безусловно был, как также было и взаимное влияние лемковских церквей на местные польские.

Вопрос о взаимовлияниях есть тема для дальнейшего отдельного исследования. Но здесь надо сказать, что сам факт внедрения скульптурных статуй в наших церквях является влиянием рифм-католической синтезы всех пластических искусств в храмах.

Итак, наличие во многих лемковских церквях статуй Богоматери с ребенком-христосом, Распятие и разных святых - это есть еще одна возможность для обогащения художественной виразности внутреннего и внешнего вида храмов на Засянни.

Появление отдельных фигур в скульптуре увеличивает и оживляет комплекс художественных средств каждой церкви, особенно тогда, когда эти статуи обнаруживают душевное потрясение и физическое движение, когда они характеризуются динамичностью поз, жестов и даже мимики на обличчях.

Такая живость и живописность пластическое изображенных персонажей есть характерная особенность стиля барокко.

В культовой скульптуре меньше местной лемковской самобутности, чем в архитектуре церквей, тем не менее эта церковная скульптура на Засянни все время находилась в процессе поисков такого выражения форм, который мог бы быть в наибольшей мере понятным для украинских селян.

Больше как общеукраинских, так и в частности, местных лемковских примет замечаем в церковной живописи Засяння. В лицах Богоматери, ребенка-христоса, святого Николая и святого Юрия, как и в образах апостолов часто можно узнать сосредоточение найшляхетниших черт, присущий местной людности.

Типаж местной людности фигурирует и в образах, в которых есть массовые сцены, в целых сложных композициях на темы двенадцати праздников и многочисленных событий со Старого и Нового Завета. Особенно интересно находить местный типаж в таких композициях, которые создавались во многих вариянтах на темы Покровы Пречистой Богородицы и Страшного суда.