Художественная ценность Лемковской церкви

Главная - Архитектура - Художественная ценность Лемковской церкви

Вообще в этом проявлении мастерства, которое входит в комплекс деревянного строительства церквей, мотивы живописного и жизнерадостного барокко, перенятые творческими наклонами и вкусами украинского народа, достали свое своеобразное пластическое и цветное выражение благодаря тому, что в композиции начаты вводить элементы местной фльори, отыскивая для нее все лучшие и лучшие стилизацийни формы

В декорации украинского барокко есть проявление стремлений земледельцев к богатому урожаю. Это просматривает в частом повторении мотивов буйно развитых и отягощенных плодами рослин.

Но в этом интересе относительно удовлетворения материяльного благосостояния для физического существования видное место занимает и емблематика морального идеала победы добра над взлом, торжество христианской любови над бездушностью фарисеев, Пилатив и Юд.

В орнаментальные мотивы этого декора вплетается стилизованный подсолнечник, не столько как проявление дороду, сколько как образ солнца,в значении эмблемы света, тепла, истины и радости жизни и, особенно часто, виноградная лоза с ее тяжелыми гроздями зрелого винограда, которые также означают не только дорид плодов земных, а еще и символизируют кровь, пролитую Христосом у имени высокого завещания целому человечеству о любви к ближнему.Уже в одной из старовинниших деревянных церквей - церкви села Улюч, построенной в 1510 году на Засянни, в декоре, одному - с образом Богоматери, а второму - Христоса, видим колонки в по-барочному, а вместе с тем и в духе местной, чисто народной интерпретации, обвитые виноградной лозой. Правда, не исключенная возможность введения этого в церковь и за более поздний часив.

Кстати, следует обратить внимание на то, что Христос-подросток на этом образе Богоматери прислонился щечкой к лицу Матери с еще натуральнишою нежностью, чем Христос-ребенок, который обвил левой ручкой шею Богородицы, а правую протянул в сторону ее левого плеча на известной иконе конца XI - начала XII столетие, привезенной из Византии в Вышгороду и позднее названной „володимирською Богоматерью".

Итак, образ Богородицы из села Улюч надо считать за весьма ценный, которому принадлежит место, если не рядом с вышеназванным образом с Вышгороду, то, во всяком случае, где-то близко круг его в понимании выразительного проявления чувства сына к матери,

Также на Засянни, в церкви села Мельницы, построенной в 1740 году, есть на образах Покровы Пресвятой Богородицы два вариянти виображення распростертых рук Богоматери, которые свидетельствуют о творческих поисках наибольшей виразности в композициях украинских иконописцев XVIII возраста

Полнейшую эклектику, мешанину всяких стилей наблюдаем в художественном оформлении церковных интерьеров не только в Хих-му, а и в нашему XX веке. Тем не менее и в этой эклектике порой случаются сравнивая удачные образцы, хотя бы и скомбинированных из элементов в разных стилях, иконостасов. Примером такого иконостасу может служить элегантный образец его в строящейся церкви села Новые Сады. В этом иконостасе царские врата заполнено живописной резьбой в духе барокко, обрамление образов и удекорування их мотивом со скойок, также и трельяжные дияконськи дверь переняты духом рококо, а покой на горизонтали антаблементу и стройные колонки в канелюрах есть уже дань распространенному из первой половины прошлого столетия клясицизмови .

Написана эта работа после изучения большого числа церквей на месте. Базируясь на своих и архивных записях, а также и на представленных здесь (в першодруци работы. - Ред.) 856 свитлинах, придем к выводу, что и та часть украинского населения, которая находится в захидних Карпатах в Польши, сделала свой значительный вклад в историю украинского искусства.

Этот вклад в наибольшей мере сделано со стороны украинского племени лемкив, которое по-своему соединило местные народные традиции в искусстве с влияниями европейских стилей: ренессанса, барокко и клясицизму.

В наибольшей мере на Засянни воспринятое было барокко, которое постепенно усовершенствовалось и трансформировалось в свой собственный стиль - лемковский вариянт украинского барокко, званого козацьким.

Лемковский вариянт украинского казацкого барокко проявил себя в архитектуре, скульптуре, живописи и декоративном искусстве.

В архитектуре - это нигде больше в мире не выраженная так последовательно, гармонично и выразительно пластическая мелодия спада высоты трех башен от высочайшей на западе к средней свыше осердковою навия и дальше, к наиболее низкой над вивтарем.

Этот спад имеет множество нюансов, от довольно резкого - под углом в 45° к кроткому, имело заметного, в 15 или и 10 степенив.