Ренессансная архитектура Львова (ХVI - пер. поль. XVII ст.)

Главная - Архитектура - Ренессансная архитектура Львова (ХVI - пер. поль. XVII ст.)

Церковь является образцом удачного синтеза ренессансных и украинских архитектурных форм. В основе Успенской церкви лежит характерная для украинской культовой архитектуры композиция трьохбанной церкви, удлиненной, с расположением куполов по одной оси. В тот же время тосканськи пилястры, фриз со скульптурными барельефными изображениями под куполами характерные для итальянского ренессанса. Определенная суровость, монументальность и вместе с тем чистота и ясность архитектурных форм и линий предоставляют Успенской церкви особого достоинства и красоты. Возле церкви стоит башня, построенная на средства богатого греческого купца Константина Корнякта, члена Ста ропигийського братства, в 1572-1578 гг. архитектором Петром Барбоном и еще молодым тогда Павлом Римлянином. "Башня стоит отдельно возле церкви, на квадратной основе. Ее высота со шлемом 60,15 г., с крестом - 65,85 г. Построенная целиком из тесанного камня, разделенная на этажи, отделенные гзимсами, каждый сверх разделенный на две аркады. На горишним этаже - галереи, шлем заканчивается вежечкою, при нем четыре крученые пирамидки. Знатоки считают эту башню, - подчеркивает И. Крип'якевич, - найгарнишою церковной башней в Льве и далеко вне Львова." Часовня Трех святителей построена в 1584-1591 р архитектором Андреем Подлесным как усыпальница рода Корняктив. К построению Успенской церкви в 1591-1629 гг., выполняла роль церкви. По форме эта строящаяся часовня напоминает трьохзрубни деревянные украинские храмы Карпат, как и по форме куполов, так и по богатой резьбе портала. В целом ансамбль Успенской церкви считается по праву шедевром не только украинского, но и в целом ренессансного европейского строительства XVI - поч. XVII ст.

Для ренессансной архитектуры Украины в целом и Львова в частности есть характерным богатый скульптурный декор зданий. Этому оказывали содействие и такая черта украинской народной архитектуры, как резной, орнаментальный декор сооружений, так и влияния готики и Северного Ренесанса.

Достаточно посмотреть на дома площади Рынок, которая представляет собой настоящий музей ренессансной гражданской архитектуры. Почти каждый из них украшенный или гирляндами и масками по порталу, скульптурами на аттике, как славный дворец Корнякта (арх. Петр Барбон), или атлантами, которые поддерживают балкон дома №3, или, как "Черная кам'яниця", - скульптурами по фасаду. Особой блистательностью скульптурного декора поражает часовня Боймив возле кафедрального собора, (арх. А.Бемер, скульпторы Я.Пфистер, Г.Шольц, А.Бемер; 1609-1611). "Если разбирать все скульптуры, картуше, декоративные мотивы, в них можно найти влияние готики, итальянского и Северного Возрождения, традиций местной скульптурной школы и народного украинского ризьбярства. Но, как кажется, часовня Боймив является образцом органического объединения античных, ренессансных и народных, генетическое связанных с язычеством, художественных традиций. Реалистический, даже портретный характер лиц персонажей Священной Истории объединяется с классической гармоничностью архитектурных форм, складок одежды. Скульптурный декор фасада создает сплошной, динамический ковер фигур, глав, орнаментов, фигурных рельефов. Перед глазами завороженного зрителя появляются изображение пророков, витхозавитних царив, трагические "Страсти Христоса", шаловливые херувимы - неповторимое бушевание жизни в его единстве трагизма и радости, мудрости и шаловливости, смеха и серьезности - но взвешенное и организованное в определенное единство - Космос."Чисто ренессансной ясностью и сдержанностью отличаются барельефы на внешней стене часовни Кампианив (арх. Г. Римлянин) встроенной в стену Кафедрального собора. Внутри алтарь часовни украшают фигуры апостолов Петра и Павла - интересные образцы львовской ренессансной культовой скульптуры, которые принадлежат резцу уроженца Нидерландов Генриха Горста и выходца из Кракова Себастьяна Чешека. Спокойные фигуры апостолов, гармонические складки одежды, мудрые, благородные; выразительные лица - все направлено на создание образов, которые объединяют мудрость, духовное величие и физическое совершенство. Львовская ренессансная культовая скульптура, продолжает традиции скульптуры Итальянского и Северного Ренесанса, которая прославляет человека, который благодаря духовной силы и выносливости поднялась к уровню святого. В барельефах часовни Кампианив, которые изображают евангелистов; алтаря Щольц-Вольфовичив встречаем подчеркнутую портретность лиц, побутовисть деталей - Евангелист Лука изображен со врачебными инструментами (по перессказам, он был врачом), персонаже "Страстей Христоса" на алтаре наряженные в одежду львовских мещан XVI ст. Художники словно воспринимают религиозные сюжеты и образы через призму настоящего, утверждая ценность реального бытия.

Еще более выразительно гуманистические идеи Ренесанса проявляются в багаточисельний надгробной скульптуре. Магнатские, шляхетськи, патрицианские роды вшановували память умерших богатыми надгробиями в храмах. В отличие от готических, ренессансные надгробия изображали человека не в состоянии смерти, а в состоянии сна, стремились донести к потомкив не только внешние черты, но и характер, личность человека. Памятники должны были прославлять, увековечивать добродетели умерших, показывать не ницисть, а достоинство, неповторимость человека. В костеле доминиканцив в Льве сохранилось надгробие Яна Свошовського работы Яна Пфисиера. Умерший изображенный в рыцарском обладунку, со свитком в руке, который напоминает о его должности городского пидкомория. Откинувшись на подушки, Свошовський будто отдыхает, погрузившись в сон. "Высокий лоб над большими, прикрытыми трудными веками глазами, прямой нос, красивые уста вырисовывают образ умной, уважительной, сильной духом и телом человека". В надгробии св. Яна с Дукли, скульптор Войтех Благожелательный мастерски подчеркивает величественный покой, скрытую силу и энергию святого. Геройзуючи моменты доминируют в надгробии Жолкевських в Жовкви работы также Благожелательного, сына архитектора Войтеха Капиноса. Станислав и его сын Ян изображены в полный рост, в рыцарских латах, с мечами в руках, как рыцари, всегда готу к бою. В оскорблении Станислава Жолкевського, выдающегося полководца, который погиб в бое с турками под Цецорою, скульптор выделяет почтенность, мудрость, внутреннюю силу славного полководца. В статуе же сына Яна воплощает идеал молодого бесстрашного воина. Совершенное знание анатомии, умение передавать движение, высокое мастерство в обработке камня разрешала львовским скульпторам виль.ю воплощать в произведениях свои замыслы.