Сакральная деревянная архитектура Покутья

Главная - Архитектура - Сакральная деревянная архитектура Покутья

4.Архитектура малых форм.Колокольни Покутья, как и по всей Украине, принадлежат к старейшим образцам деревянного строительства. Их сводили и сводят недалеко от церкви, но в пределах церковной изгороди. Своим происхождением колокольни достигают готических пор и образовались из оборонительных башен, которое продолжительное время служили, за нехваткой церквей, для религиозных потреб.

Строились колокольни из твердых пород дерева. Это давало возможность не износить их даже при значительном повреждении, а заменять ту или другую поврежденную часть. Поэтому й архитектурные формы колоколен испытали малых изменений, которое оказывало содействие сохранению их архаического вида.

За конструкцией колокольни в подавляющем большинстве принадлежат к типу квадратных, двухъярусных, нижняя часть поставлена в сруб, который стоит на грубых основаниях, а верхняя сделанная в каркас. Нижняя часть от горишньой отделяется широкому навесом, а завершается колокольня высоким дашком. Также случаются и трехъярусные колокольни, верхняя часть которых украшена разнообразной архитектурой.

Некоторые колокольни имеют стремянки в середине зруба, а некоторые - извне, и чтобы звонить - надо добыться на второй сверх по отдельной внешней стремянке.

К общественным следует отнести и часовенки, которые сводились в каждом сели, городку, больших и малых городах. Почти все они были в свое время уничтоженные коммуникативной властью, а те, что сохранились, дошли к нам в уничтоженном состоянии. Строились часовенки на кладбищах и при дорогах. В тех, что располагались в пределах кладбищах, справлялись панихиды, поминальные ободья и т.п.. Придорожные часовенки были олицетворением набожности граждан и подтверждали развитие придорожных хрестив.

Чтобы защитить от ветра, дождя или снега крест и свечку сначала ставили на четырех столбах над ним небольшой дашок, а со временем - и стены. Строились часовенки из дерева, реже - из кирпича. Теперь на месте разрушенных часовенок строятся новые. Как и когда-то, их украшают извне разнообразной резьбой, крышу покрывают гонтой, а теперь - бляхой. В середине часовенки делают настил, на котором ставят хреси, образы, фигуры святых, свечки. В новейшие времена стены украшают образами.

Вдоль дорог клали здавен придорожные кресты или фигуры. Причины здесь были разные. Ставили те кресты на месте разрушенных языческих капич, возле колодцев, рек и ручьев на воспоминание о крещении; на раздорожье, где кто-то умирал наглой смертью; ставили в честь выдающихся событий в жизни общины - вознесение барщины, отказ употреблять водку, на Божью славу и т.п.. Кресты изготовляли из деревьев твердых пород, вырезали из гранита, мурували из кирпича или камня. Были они разной формы - от простых до сложных, украшенных фигурами святых, надписями или орнаментами.

Вывод.

Ни одна проблема не вызвала в истории искусства столько противоречащих мыслей и гипотез, как украинское сакральное деревянное строительство.

С начала ХХ ст. по наши дни делалась попытка ответить на вопрос генези, развития форм и происхождение украинского деревянного сакрального строительства. Все, что происходило с изучением деревянной архитектуры в начале ХХ ст. и , в частности, с церквами, було причиной “отсутствия школы историков искусства. Во-вторых, нельзя брать за историю искусства, когда не изученные отдельные памятки, которые действительно есть репрезентами данного стиля в данной эпохе...”.

Собрав большое количество обмеренных и сфотографированных деревянных церквей Пидкарпатськой Движении, он добивается их презентации в Праге на выставке “Жизнь и искусство Пидкарпатськой Движении”, для которой подготовил каталог.

Давняя плоская резьба не знала большого количества орнаментальных мотивов. Основные древнейшие и наиболее популярные совершались из линий разной толщины и длины.

В покутському народном строительстве резьбы находит применение из давних времен. Круг мотивов, как и места, определенные в сооружении были ограниченные. Древнейшими были посреди нижней части хатського матицы кресты разных конфигураций.

Резьба в объединении с профилированием издавна выступало в таком известном на славянских землях компоненте интерьера крестьянской жизни. Редко какой дом обходился без него.