Соборные фасады


Соборные фасады

Вопрос цветового решения фасадов сооружений ХVП-ХVПи столетий разного назначения - как культовых, так и общественных - до сих пор мало разработанное. Поэтому считаем за нужное предложить собственный опыт изучения этого вопроса и дать определенные рекомендации относительно цветового решения фасадов Михайловского Златоверхого собора.

В 1957-1958 годах стояла аналогичная проблема: как именно красить фасады Тройцькой надбрамной церкви Киево-Печерской лавры. И хотя этот храм уже реставрировал академик архитектуры В.Сичугов в 1884 - 1886 годах, нам таки удалось в зондажах найти цвет, которым крашена церковь 1732 года, когда мастер из села Таможни Василий Стефанович оздобив ее барочным орнаментом и покрасил. Цвет этот был немного неожиданный: чистый и глубокий синий - ультрамарин с примесью зеленые. Можно себе вообразить, как эффектно воспринимался на таком фоне упругий белый барочный орнамент. Я не йняв веры, которое можно было так покрасить фасад, итак пошел посоветоваться с Григорием Логвином.

К тому времени колокольня Софии Киевской стояла в подмостках, и на следующий день, вооруженный долотом и молотком, я поднялся вместе из Г.Логвином на подмостки. То, что открылось мне, когда расчистил один из фрагментов, привело в удивление еще больше - фон фасада колокольни Софии Киевской крашено так же, но по насыщенному синему фону, там, где не было горельефного орнамента, фасад был рисован как цветистый ковер большими красными цветами, похожими на маки, которые соединялись между собой зелеными стеблями-ветками. Сохраненная поверхность была имела и не давала возможности проследить закономерность композиции мальовання. Но все увиденное напомнило мне рисованные сундуки, которые когда-то украшали народное жилье.

Позднее я понял, что Г.Логвин специально разрешил мне самому сделать этот зондаж. Ведь иначе я никогда бы не поверил, что именно в такой способ разукрашивались наши уникальные барочные сооружения.

Таки, на подмостках третьего яруса, удалось выяснить, какими средствами и с помощью какой технологии выполняли орнаментальные украшения. Делалось это так: на кирпичное муровання за абрисом убивали в швы между кирпичинами кованые гвозди, на которые накручивали также кованый металлический провод, создавая таким образом своеобразный металлический каркас. На него набросали высококачественный известковый раствор (именно известковый, а не гипсовый), и мастер специальным резцом срезал все лишнее - орнамент был, в сущности, не лепленный, а резной. Он симметричный за общей композицией и асимметрический в деталях - автор по ходу работы импровизировал. Наверное, в самый раз в этом и заключается "художественность" орнаментальных композиций.

Дальше, уже самостоятельно, я вел эти разведки на других сооружениях давнего Киева. Вот что удалось установить: колокольня Выдубицкого монастыря была крашена так: виступни детали - белая краска теплого оттенка, а фон - цвет, который его художники называют английская красная; Георгиевский собор имел глубокий синий цвет фона, а виступни детали - белые с приложением вохри; Михайловский собор Выдубицкого монастыря был крашен в белый цвет (на это обратил внимание в своих заметках сирийский путешественник архидьякон Павел Алеппський, который во время своего путешествия по Украине посетил и Выдубицкий монастырь в 1654 году); Ковниривський корпус Киево-Печерской лавры имел такое крашение: фон - нерозбилена вохра, а все детали, в частности и орнаментальные композиции, - белые.

и еще одна важная деталь: первоначальное крашение делали не по тиньку в современном значении этого слова (тиньк должен быть завтовшки 2-4 сантиметра), а по шпаруванню завтовшки лишь 2-3 миллиметра.

Все это свидетельствует, что цветовая гамма в крашении сооружений была довольно разнообразная, но всегда фон красили в насыщенный интенсивный колир.

Теперь относительно проекта крашения фасадов Михайловского Златоверхого собора. Мы знаем, что даже несмелое введение цвета вызовет сокрушительную критику среди общественности - все же так как привыкли, что сооружения XVII -XVIII веков традиционно, за неимением возможной информации, красят в белый колир.

Я ж считаю, что найприйнятнишим буде вариант крашения фасадов Михайловского Златоверхого собора в такой способ: фон интенсивного синего цвета, виступни детали

- белые с приданием теплых оттенков (вохра или кадмий); орнамент, выполненный в технике рельефа, должен быть белым и только белым, так как если его красить под давнюю бронзу, как это предлагали сперва авторы проекта, то со временем он станет серый^-серым-серым-грязно-серым; капители и базы колонн желательно не красить под давнюю бронзу, а укрыть сухозлиткою. Это довговичнише и красивее.





Вернуться назад