Фортификационные идеи Альбрехта Дюрера воплощение в Украине


Фортификационные идеи Альбрехта Дюрера воплощение в Украине

В 1996 году прошло 525 лет со дня рождения одного из величайших представителей пор Возрождение - Альбрсхта Дюрера. Он оставил глубокий след в мировом искусстве, науке, в духовной жизни человечества вообще. Деятельность Альбрехта Дюрера для Северной Европы имела такое самое значение, как деятельность Леонардо да Винчи, Филиппо Брунелески для Италии.

Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 года в городе Нюрнберзи - одному з ячеек экономической, культурной и научной жизни Германии. Этот город прославился достижениями своих мастеров в книгопечатании, ювелирстви, годинникарстви, изготовлении глобусов и астрономических инструментов. А еще - искусством своих строительных, творцов церковной и светской архитектуры, фортификационных споруд.

Время, когда жил А.Дюрер, обозначенный большими потрясениями: на смену средневековью шла буржуазная эпоха с новым восприятием действительности - средневековый аскетизм изменялся идеалом активной человеческой личности. Такие мастера, как А.Дюрер, объединяли в себе черты больших мистцив и ученых, что обнаруживали свой гений в разнообразнейший областях теоретической и практической деятельности, их мировоззрение было универсальное.

Та эпоха названа вторым периодом развития огнестрельного оружия. Тогда внедрены новые основы организации армии: устав, регулярное обучение войску. С прогрессом военного дела, который оказывал содействие, в частности, возрождению пехоты, вооруженной теперь огнестрельным оружием (мушкетами), ослабло значение важкоспорядженой конницы. Это ставило под сомнение неприступность замков. Рыцари были уже ненужными (1).

Поскольку наступление войска становилось теперь более сильный, возникшая спешная погреба в новых, досконалиших фортификационных системах для обороны. Именно тогда А. Дюрер обратился к проблемам фортификации, изложив свои инженерные идеи и предложения в произведении "Установка относительно укрепления городов, замков, теснин" (1527) (2). Он подчеркивал важное значение крепостного рва как препятствия, непременную потребность обороны его продольным огнем пушек и затем положил начало капонирам. В своих проектах А. Дюрер проводил идею постепенности обороны верок и, чтобы обезопасить оборонцев от бомб, сведение казематных помещений для залоги и запасов продовольствий. Он предложил идею полигонального фронта, а в укреплении для обороны теснин - идею будущего форта-залога.

Городские укрепления А. Дюрер советовал строить в виде строящейся изгороди с ронделями-бастеями (круглыми, полукруглыми, многоугольными башнями), размещенными по углам и на прямых участках изгороди - там, где длина ее была больше объема выстрела из ружья. Этот тип укреплений А.Дюрер свел к системе. Его бастей - прототип будущих пятиконечных бастионив.

В горишньому ярусе башен Дюрер размещал артиллерию, так как считал, что оборона от этого станет надийнишою. Фортификатор обработал несколько вариантов парапетов для рикошетирования чугунных ядер: парапет со срезом по прямой, парапет со срезом по кривой и т.п.. Построенная за его проектом башня Соллер в Нюрнберзи имела парапет с прямым срезом и была завершена палаткой, которая не закрывала парапета со стрильницями горишнього яруса, где стояли пушки. Во всех своих башнях А.Дюрер, беспокоясь об облегчении быта воинов, предусмотрел ниши для отдыха, каминове отопление помещений.

Но А.Дюрер был не только теоретик, а и сам руководил строительством укреплений Нюрнберга. И здесь он воплощал свои теоретические установки: в горишних стрильницях башен приладил щиты, которые оборачивались по оси, маскируя гармаша во время набивки пушки. А в амбразуре малых стрильниць сделал вертикальные прорезы для гаркебузив и фальконетив.

Разработанные А. Дюрером фортификационные идеи приняла вся Европа. Еще в конце прошлого века в европейских странах случались рештки укреплений XVI столетие, которые вскидывались на дюреривськи. их можно увидеть на полотнах тогдашних художников. Так, на картине Луй-Ежена изабе (1803 - 1886),,Посещение монастыря" (3) возле въезда в монастырь изображен башню со знакомыми элементами системы А.Дюрера: парапет со срезом по прямой, стрильници на горишньому ярусе. Укрепление это характерное для монастырей XVI-XVII столетий, которые имели не только сакральное, а и важное оборонительное значение.

Уже в середине XVI столетия фортификационные идеи А.Дюрера распространились в Польши, Литве и других странах Центральной и Восточной Европы, в частности в Украине, которая была тогда во власти Польско-Литовского государства - Вещи Посполитой. В то время много выходцев из Украины учились в западноевропейских странах, а со временем становились у себя на родине проводниками передового мировоззрения. Затем украинская архитектура приобретала рис итальянского Возрождения (4) (ансамбль Русской улицы, дома площади Рынок, часовни Трех святителей. Кампианив и Боймив в Льве и т.п.).Осведомленность с европейской живописью, в частности школой Диорера - Кранаха, оказывалась в творчестве украинских мисгцив. И или не более всего это касалось фортификационных сооружений, так как актуальному вопросом пор было создание продолжительной и крепкой обороны, и в Украине начались строительство и перестройка таких сооружений (твердыня Броды, замки в Ягольницях, Бережанах, Пидгирцях, Збараже, Жовкви, Каменцу-Подольскому, Остроге, крепости Олика и Дубна на Волыни и т.п.). Рядом с новыми фортификационными идеями итальянцев Франческо ди Джорджо Мартине, Микель-Сан-Микеле, Винченцо Скамоцци военная украинская техника совершенствовалась идеями и предложениями Альбрехта Дюрера. их воплощено в строящихся укреплениях Правобережья.





Вернуться назад