Восстановление Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве


Восстановление Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве

Ты в руинах теперь, единый наш храм,

Враги наисвятее сплямили,

На Твоим алтаре неправдивым богам

Чужестранцы огонь зажгли.

Леся Украинка

Восстановление Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве уже стала фактом общественно-политической и культурной жизни столицы Украины. Не осталось ни одной газеты, ни одного журнала, телевизионного канала, которые бы не высказались по этому поводу. Пылкие споры специалистов и любителей не раз ставили дело на границу: быть или не быть. Ход событий 1997-1998 лет удостоверил однозначно: быть!

А за этим всем стоит настоящая проблема: ведь национальное культурное наследство украинского народа на протяжении XX столетие испытала страшных системных разрушений. И прежде всего уничтожены те объекты, которые были вехами национальной истории, создавали будто каркас духовности украинского общества. Именно к таким, бесспорно, принадлежит киевский монастырь Святого архистратига Михайла, названный Златоверхим.

Возник этот монастырь не в XII столетии, как много кто считает до сих пор. На самом деле в южном углу Старокиевской горы, который был окруженный валами и застроенный только в XI столетии, достав название "Города изяслава Ярославича и Святополка изяславича", существовал Дмитривський монастырь, впервые упомянутый в летописи под 1062 годом (1). Его основал как свой патрональний монастырь сын Ярослава Мудрого изяслав, в святом крещении Дмитрий. В честь своего небесного заместителя великий князь киевский назвал монастырь Дмитривським, фундувавши здесь строящийся Дмитривський собор. Как задумывал основатель, этот монастырь должен был конкурировать с Печорским - об этом прямо свидетельствует Летописец: "Когда же монастырь Печерский было сооружено, а игуменство государств Варлаам, изяслав [...] вывел Варлаама на игуменство к святому Дмитрия, так как хотел сделать его высшим от сего монастыря, надеясь на богатство. Многи так как монастыри цесарями, и боярами, и богатством поставленные. И не такие они, как те, что поставленные слезами, и постом, и молитвой, и неспанням" (2).

Следствием перехода Варлаама в новый монастырь стало избрание св.Феодосия игуменом Печерского монастыря.

Сын основателя, Ярополк изяславич, кроме второго (православного) имени Гаврила, имел еще и третье имя, католическое - Петр. Именно на почет своего католического патрона Ярополк начал строительство в отцовском монастыре собора св.Петра. Закончить строить он не успел: 1087 года его вбито и похоронено в мраморном саркофаге в незавершенном соборе св.Петра в Дмитривському монастыри (3).

До сих пор среди исследователей нет осностайности в вопросе о строящихся храмах Дмитривського монастыря. Так, Леонид Махновец считал, что церковь св.Дмитрия была просто переосвящена на церковь апостола Петра, и отождествлял рештки ее с древнерусским сооружением, раскопанным в дворе дома на улице Трьохсвятительський, 4 а\ По мнению Юрия Асеева, которую поддерживаем и мы, основатель монастыря не мурував Дмитривський собор, а выстроил его деревянным, поскольку в летописном тексте употреблен термин "поставы", а не "созда", как следовало бы сказать о строящемся сооружении. Сын основателя Яро-полк не успел завершить строящийся собор св.Петра. Вероятно, после его смерти строящийся собор достроили и переосвятили на Дмитривський, без внимания на прокатолицьки симпатии покойного князя, который был женат с католичкой Кунегундою, дочуркой мейсенського маркграфа Отто.

Но на этом история с переименованиями не кончилась. Дочурка князя Ярополка Анасгасия, помня о конкуренции Дмитривського монастыря с Печерским, ответила письменно основанный отцом собор Печерскому монастырю. Как подает Лаврентййвський летопись под 1128 годом, "переяша церквей Дмитрия печеряни и нарикоша ю Петра с ирихом большим и неправо" (5).

Но в настоящее время Дмитривський монастырь уже имел другую доминанту, связанную с меньшим Ярополковим братом Святополком изяславичем. Он был охрещений Михаилом. Итак в честь своего патрона князь свел строящийся Михайловский храм за образцом Успенского собора Печерского монастыря. Символически, что храм заложен 11 июля 1108 года, в годовщину смерти княгини Ольги (она к тому времени еще не была канонизирована) (6). Это был шестистовпний, хрещато-банний храм с четко выявленным нартексом, с тремя апсидами и одним позолоченным куполом, от чего походит название "Златоверхий". К нартексу с южной стороны прилегала хрещальня в виде маленького чотиристовпного храма. Собор было построено из каменьев и плинфи на вапняно-цем'янковому, растворе техникой "мешанного мурування". Его оздобили мозаиками и фресками.1113 года великий князь Киевский Святополк изяславич умер и был похоронен в Михайловскому Златоверхом соборе. Его третьей женой была Варвара, дочурка византийского императора Алексея и Комнина. езжая на Русь, она взяла из Константинополя мощи святой Варвары, которые от довольно как одна из главных православных святынь сохранялись в Михайловскому Златоверхом соборе (ныне - во Владимирском соборе в Киеве). Княгиня Варвара похоронена в Златоверхом соборе. Кроме нее, здесь похоронили еще нескольких князив из династии изяславичив.





Вернуться назад