Архитектура передней азии (XXX - IV столетие к н.э.)

Главная - Архитектура - Архитектура передней азии (XXX - IV столетие к н.э.)

Центром шумерсько-аккадського дома на юге был тенистый двор, из которого через дверь (сначала их заменяли камышовые занавесы) можно было пройти к небольшим жилым комнатам (рис. 3.5). На севера они были расположены вокруг высочайшей главной комнаты с костром и вписывались в квадратный или прямоугольный план.

Дома зажиточных горожан были даже дво- и трехэтажными (рис.3.7). Внутри они имели балконы и галереи. В домах существовали уборные и сточные трубы. Окон или не было вообще, или их делали небольшими, чтобы летом лучше сохранялась прохлада, а зимой - тепло. Это служило причиной замкнутости их внешнего вида.

Для храмов и дворцов также характерной есть схема плана в виде квадрата или прямоугольника с живописно расположенными прямоугольными дворами (рис.3.3, 3.9). Они размещались в укрепленных цитаделях городов, а именно храм в городе Тудуб (рис.3.10). Здесь соорудили первую овальную террасу площадью 8000 м2 и окружили ее муром с монументальными ворота. В дворе за этим муром находился большой жилой дом верховного жреца. Дальше шла овальная и окруженная муром терраса высотой 6 г. Внутри этого овала вдоль стены вокруг прямоугольного двора располагались составы, кухни и мастерские. В задней части этого двора, знову-таки на платформе, высился сам храм.

В Междуречье монументальные здания через слабость наносного грунту вообще сводили

на высоких платформах, которые облицовывали кирпичом и обмазывали битумом. Это мероприятие было не только конструктивному, но вместе с тем и художественным. Здание, приподнятое вверх, лучше выражала силу и могутнистиь богов, жрецов, правителя.

Также в центре священной округи на исполинской террасе поднимается храм бога Ана - властителя неба и покровителя города Урук (рис.3.9). Стороны его террасы с преклонными стенами - 70х60 г, высота - 14 г; на нее ведут двое ступенек. Шумерский храм развил из человеческого жилья: здесь также большое среднее помещение с алтарем окружают меньшие часовни, внешние мури храма имели белую обмазку, оттуда его условное название «Белый храм».

Храм в ель-Обейди тоже содержался на высокой платформе из плотно утрамбованной глины. Стены платформы и храма согласно давньошумерською традицией были расчленены вертикальными выступлениями (контрфорсами). Кроме того, стены платформы в долишний части были обмазаны битумом, а вверху побеленные и таким образом членились также по горизонтали. Вдоль стены храма в нишах между выступлениями стояли очень выразительные медные фигурки быков (рис.3.8а).

Храмы были в каждом шумеро-аккадському городе. Известнейшим и и вдобавок хорошо исследованным есть город Ур, которое около 2100 . к н.э. достигло своего расцвета (рис.3.11). В этот период Ур имел 40-50 тыс. жителей. Река Евфрат текла под самым Уром и наполняла искусственный канал, который окружал его толстые и могущественные сирцеви мури. Канал образовывал эллипс, большая ось которого равняется приблизительно одному километру и ориентированная из юго-восток на северо-запад. Под мурами было два порта: на Евфрате и на канале. Город делился на почти сплошь одноэтажный жилой район, который расстилался в виде плоской равнины, и цитадель (рис.3.12).

Комплекс цитадели выделялся не только в плане, но и в силуэте города, так как там высился храм бога месяца Наннара. Он властвовал над городом, был идейным и композиционным центром священного участка. В отличие от предыдущих он стоял на вершине ступенчатой пирамиды, которая состояла из трех поставленных одна на одну платформ (рис.3.13). Эта форма культовых сооружений стала типичной в Междуречье и получила название «зиккурат» («вершина»). Три яруса зиккурату в Ури - древнейшего с известных (построенный по крайней мере на сто лет раньше от найстаришой египетской пирамиды!) - были решены в контрастных тонах: долишний был обмазанный битумом, средний - облицованный красным выжженным кирпичом, горишний - отбеленный; на нем на высоте около 21 г поднимался храм, обложенный голубым глазированным кирпичом.

Зиккурат был «ступеньками на небо». Он ярко выражал идею силы богов, олицетворял иерархическую структуру общества, на верхней ступени которого стояли обожнювани правители. Каждый шумерский город был посвящено одному з богов, который считался его покровителем. Город Ереду, расположенное за двадцать километров на север от Уру, считалось городом бога вод и мудрости Енки. Здесь в цитадели также высился зиккурат (рис. 3.8). Он был меньший, чем урський, но лучший за композиционно-художественным решением.Двух вершин достигла шумерсько-аккадська архитектура: одной - в монументальных сооружениях, а второй - в строительстве городов. Шумеры - первые известные в истории строители городов - мост, в которых бывшие кочевники обернулись у осевших людей. Они сделали то, что нужно было для защиты городов от врага, создали площади перед дворцами и храмами, обеспечили городу питьевую воду и сточные каналы, соорудили общественные здания, которые укрепляли у граждан чувства гордости и самосознания; все это было сделано чрезвычайно совершенно и не имело более ранних прототипив.