ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА ПРИКАРПАТСКОЙ ДВИЖЕНИИ


Изложение последовательного развития русского строительства было бы неполный, если ограничиться памятками Большой и Малой Движении. Ведь и вне границ современной России есть группы русского племени, искусство которых так или иначе прилегает к формам общероссийских. Таким славяно-русским племенем уже в далекой давности были заселенные Карпаты, и разные ветви его с давних времен занимали, как занимают и теперь, все пространство нынешней восточной Галиции, Буковины и Венгерской Движении. В зависимости от географического положения и исторических условий эти племенные группы то большей, то меньшей мерой сохраняли свою самобытность и те расовые особенности, которые роднят их с Большой и Малой Русью.

В другом месте уже отмечалось (т.1, с.336-337), что наибольшая самобытность на Карпатах зацилила еще в глухих горных оселиськах, которые, с одной стороны, убезпечени от нивеляцийного трение с западными соседями, а со второго - запрятанные также от предприимчивых латинизаторив и мадяризаторив Львова, Вены и Будапеш и. Особенно это касается деревянного церковного строительства. Строящиеся храмы ставили только в городах и еще в богатых городках, очень открытых влиянию католических форм, тим-то и не удивительно, что в этой области на Карпатах не было произведено каких-то неожиданно новых и совершенных типив.

Совсем в других условиях было деревянное строительство как на далекому русскому севера, так и здесь; люд имело или совсем не учитывал требования далеких духовных властей и полно отдавался своему внутреннему чувству, которое привело его к творениям высокохудожественных и прекрасных.В них Прикарпатская Русь промолвила собственное слово, неизвестное ни севера, ни югу России1.

К первому делению Польши, который относись 1772 года, Галиция представляла такую самую провинцию польского королевства, которой была и Украина. Благодаря племенной родственности и большой близости - кое-где почти тождественности - языка, оба эти края сливались, в сущности, в один, и вполне естественно, что и строительство Карпатской Движении должно было иметь много общего со строительством Движении Днепровской0.

Тем не менее, хотя какие подобные основные способы деревянного церковного строительства на Движении Киевской и Галичской, эта последняя выработала свои особые формы, и вдобавок формы щонайсамобугниши.

Тимчасом как церкви Приднепровья сохранили от своего удельного типа самый только первоначальный план, систему строительства и здийняти вверх громаду своих пирамидальных завершений, а вид их приобрел выразительный признак стиля бароко, - церкви глухих горных оселиськ на Карпатах запрятали подобие, которое пересвидчуе в их старобытности. Примитивности и глубокой архаичности этих удивительных произведений народного искусства как-то невольно вириш.

Русская людность давнего Галичского княжества, представляя ветвь малоруського племени, делится на несколько групп, которые различаются одна от одной некоторыми особенностями в характере, обычаях, говоре и одежде. В западной части нынешней Галиции живут лемки, искусство которых через соседство со славянами нерусского племени - словаками и поляками - потеряло яркую самобытную окраску. Юго-восточную часть Галиции населяют гуцулы. Плотно прилегая к русскому Подолью, Гуцульщина очень близкая в своих деревянных храмах к типам, распространенным в пределах настоящей Подольской губернии, и здесь так же, как и на русском Подолье, дает себя знать влияние польского бароко.

Третья группа галицько-руського племени осевшая в горах южной Галиции - это так называемые бойки. На Бойкивщини южно-русское деревянное строительство достигло своего найпишнишого расцвета, и тут-таки явились те удивлени-достойные храмы-сказки, которые можно сравнить разве что с их северными братьями - храмами-богатырями русского севера. В конце концов, в отдельную, четвертую группу следует выделить население центральной и северной Галиции, где сформировался свой храмовой тип.

Кроме этих основных типов, есть еще и переходные виды: путем из Подолье на Бойкивщину можно встретить целый ряд последовательных переходив от подольского типа к бойкивського, как и, направляясь с Бойкивщини на Лемковщину, можно проследить постепенное преобразование бойкивського типа в тип лемковский, а еще дальше, на мероприятие - превращение лемковского в силезький.

Тип давнего буковинского деревянного храма отличный от галичских, а более поздний - выдержанные в стили, обычному на Гуцульщини. Среди гуцул есть целые родини, занятые только строительством храмов, причем технические знания в них часто переходят от отца до сына на протяжении целого ряда поколений. Благодаря этому в них живые еще традиции, и до сих пор они сооружают в своем народном стиле храмы по всему галичскому Подолью и на Буковине. Что же к Венгерской Движении, то в последнее время мадяризация причинила здесь такие опустошения, который давний угро-русский храмовой тип исчез или не окончательно.Как уже отмечалось, способы плотничества производились из незапамятных времен, и система строительства деревянного сооружения может быть сведена до двух основных видов: или здание состоит из поземно положенных одна на одну бревен, образовывая так называемые „винци", или бревна ставят насторч, наподобие огромного частокола. Первый тип строительства распространен во всем славянском мире, второй примененный в скандинавских храмах и, судя по некоторым данным, был общепринят на всем Западе. Известно, что задолго к внедрению в Европе христианства разные ее народы строили своим богам деревянные капища, иногда огромных размеров3. Исподволь на всем просторе Европы деревянные храмы начинают исчезать, уступая местом строящимся, и только в Норвегии и в славянских землях сохранились еще, а иногда и дальше сводятся деревянные храмы. На сдаче территорий Европы они зацилили лишь там, где население имеет большую славянскую примесь или где просто живут славяне - в Познани, Вестфалий и Силезий. Тип деревянных церквей, которые доживают своего возраста в этих когда-то славянских землях, остается неизменное одинаковым повсюду: по плану - это всегда соединение троох срубов -главной,центральной четверни для молильникив, граненого алтарного прирубу с востока и небольшого Прямоугольного прирубу из меры по притвору. Колокольня обычно стоит отдельно,а иногда она надвыстроена над притвором. Все эти церкви обшитые со двора шалевкой, а внутри сруб не прикрыт ничем. Стелы - дощатые, то равные, то выгнутые на манер коробового свод. Сам сруб выполнен с помощью системы венцов. Таких церквей особенно много сохранилось в Верхний Силезий, которая к сравнительно недавнему подъему там фабричной промышленности была найглухишим закоулком Германии, который остановился на бытовых формах едва не времен средневековья4.





Вернуться назад