Украинская архитектура и градостроительство 16-17 ст


Архитектура. Градостроительство. Вторая половина XVI - первая половина XVII ст. - качественно новый этап в развитии архитектуры и градостроительство на украинских землях. Поскольку архитектура как вид художественного творчества играла определяющую роль в развитии художественной культуры, именно в ней наираньше и ярчайший проявились новые тенденции, которые постепенно стали определяющими для развития художественной культуры вообще. Они прежде всего связаны с деятельностью приезжих европейских строителей (перед началом XVII ст. почти исключительно итальянцев), которые предоставили строящейся архитектуре украинских земель ярко выраженных черт пизньоренесансного строительства, большей частью в его пивничноиталийському провинциальном варианте. От второй половины XVI ст. остатки готики выступают разве что в виде рудиментов, а от начала следующего столетия на украинском грунту возникают первые сооружения новейшего барочного стиля. Соответственно найновиши европейские системы распространяются также в градостроительстве и оборонительной архитектуре.

Деятельность строителей итальянского происхождения начал упоминавшийся в актах львовского городского архива, начиная от 1543 г., неизвестный за фамилией мастер Петр, который, по свидетельству магистрата г. Быстрица в Трансильвании с 1561 г., походил с Луґано 1. Именно он стал первым из многочисленной группы пивничноиталийських строительных, которые начали появляться на львовском грунту уже во второй половине столетия и выступают в документах городского архива еще перед 50-конца х гг. их приток к Львову значительно возрастает 1560-от х гг., а вершина этого процесса приходится на 1580-те гг., когда в городе в 1585 г. приняли городское право сразу три итальянских и пять неитальянского происхождение строителей. Большей частью эти мастера были земляками Петра Итальянца с нынешнего италошвейцарського пограниччя, тем не менее отдельные походили из других реґионив, как, например, Рох Шафранець из Венеции или чуть ли не величайший среди них - Павел из Рима. Нередко к Львову итальянские строители попадались через Краков, так же часто Львов служил для них важным пунктом в дальнейшем продвижении восточнее. Здесь прежде всего следует вспомнить Петра Итальянца, который работал над сооружением костела в Быстрицы в Трансильвании, Христофора Боццано, который находился на службе у князя Константина Острожского и работал над сооружением замка в Меджибожи , Петра Сперендио, который побывал в Молдове и известный прежде всего со службы у князя К. Острожского в Тернополе и Остроге , Джакопо Мадлена, которому приписывают авторство костела бернардинив в изяслави (Заслал) на Хмельнитчине, занятого строительством Успенской церкви на Подоле в Киеве Себастьяно Браччи и Октавиано Манчини, который работал над восстановлением киевского Софийского собора. После 80-х гг. приток итальянских мастеров замедлился, а их деятельность окончательно пошла на спад из первых десятилетий XVII ст. Большинство из них не смогли удержаться на местном грунту. Лишь в отдельных случаях к нам дошли сведения, что родини мастеров осели в Украине. К таким одиночным примерам принадлежит документально удостоверенная семья П. Сперендио в Остроге .

Особенно следует отметить, что, по новонайденным родниковым данным, наипозднее 1560-от х гг., итальянские строительные постоянно находились на службе у найвпливовишого из тогдашних украинских магнатов князя Острожского. Эти сведения ставят в кое-что новом свете проблему деятельности итальянских архитекторов на украинских землях, акцентируя внимание на практически совсем не известной к последнему времени роли представителей украинской элиты в распространении новой архитектурной традиции в Украине. Тем не менее характерно, что лишь в одном случае виднотовано продолжение родственной традиции итальянских строителей во втором поколении - его дает львовский строитель первой половины XVII ст.

Ян Покорович, сын Адама Покорности. С вигасанням поколение мастеров, которые прибыли на украинские земли еще перед концом XVI ст., от начала XVII ст. в Украине действуют разве что одиночные архитекторы итальянского происхождения, как строительный Пидгорецького замка Андреа дель Аква. Вместе с тем в первой половине XVII ст. активно выступают иезуитские архитекторы, деятельность которых дала ряд выдающихся образцов костельного строительства, впервые на украинском грунту начинают выступать также военные инженеры, как Ґийом Левассер де Боплан или Павел Гродзицький. Фактически вдоль одного столетия дважды кардинально изменился личный состав будивничихпрофесионалив европейской традиции.Если в самом строительстве европейской ориентации ренессансные тенденции в их позднем варианте полностью воцарились уже во второй половине XVI ст., то новые основы градостроительства выступают на украинских землях лишь от начала следующего столетия. Их распространение связано прежде всего с активностью отдельных представителей магнатерий и деятельностью в них на службе инженеров и строительных европейского происхождения. Один из найраниших и ярчайший таких примеров дает распланирование Шаргорода, который основал канцлер и коронный гетман Ян Замойський. Известно, что итальянский архитектор Бернардо Морандо, который находился у него на службе, работал над укреплением Львова и Каменца-Подольского, по крайней мере консультировал определенные работы.

Редчайший образец хорошо сохраненной не только планировочной структуры, а и застройки новооснованного города начала XVII ст. дает Жовква. ее ядро представляет нерегулярная в плане Рыночная площадь, юго-западную сторону которой занимают сооруженный в сниженной ее части замок и монументальный приходский костел. Кварталы небольшого середмистя примыкают к центральной площади с северной и восточной сторин.

Найновиши тенденции европейского градостроительства первой половины XVII ст. нашли выражение в перепланировании города Броды на Львовщине. Территория города была размерена за французской системой в туазах, что дало основания приписать идею плана известному французскому военному инженеру Ґийому Левассеру де Боплану, который находился на польской службе и виднотований документами городского архива уже 1631 p. 9 Броды распланированы в виде регулярного пятиугольника, в западной части которого была построена укрепленная резиденция владельцев. Кроме Бродов, Боплан перепланировал также подольский город Бар.





Вернуться назад