Архитектура Коломийщини

Главная - Архитектура - Архитектура Коломийщини

С 13 ст. начался мисийний движение доминиканцив восточнее, особенно в Галицию, восточная политика Лешка Белого оказывала содействие этой монашеской группировке основать свой монастырь и на землях Руси. 1231 Папа обратился со специальным письмом “... в делах начала миссии доминиканцив на Русь” , 1238 в Галиции уже основано их первый монастырь. А 1246 подобный монастырь основан в Коломыи. Вместе с этим, пришла в Галицию новое течение в архитектуре - готика. Из польских источников узнаем, что этот монастырь просуществовал к началу 15 ст. а 1413 король Владислав Ягайлончик заложил загородов старика, навей доминиканский монастир.

С рисунку выполненного за польской миниатюрой, узнаем, что это была большая как для Коломыи сооружение.

Внешние формы сооружения было заключено чрезмерной архитектурной пластикой, выдержанной в псевдоготическом стиле. Упоминается этот монастырь и в люстрацийному акте 1616 где указано на его местонахождение - северо-западная часть города, возле Прута. “ В 1589 г. - упоминается в люстрацийному акте 1616,на Коломыю напали турки и татары, жителей вырезали, а застройка вместе с красивым монастырем доминиканцив, который находился над самым Прутом, сожжено...”

Именно в эти времена сооружены в Коломыи Спасскую церковь.Согласно источникам произошло это 1587. За композиционными признаками, она принадлежит к крещатым в плане, образованных сечением прямоугольников. Размышлять о первоначальном состоянии сооружения не тяжело, так как за свою историю не испытала важных изменений. По свидетельству Ю. Целевича, пережила она две реставрации - 1648, 1767, 1845 церковь было перестроечный. Во время перестройки кое-что изменился ее внешний вид : удлинены боковые рамена, уменьшен купол, а в интерьере - перенесен алтарь в северное крыло. Есть сведения, которые начиная с 1610, рядом с церковью начали основывать монастырь, приналежнипй к Скиту Манявського: “... круг половины 12 ст. пошли по воле своих основателив взавидетельство Скита еще два другие на Покутье ново заложени монастыри, в Товмачику и Коломыи...” А под годом 1767 наместник Скитский Донат Миляновський в своий манифестации указал, что на реставрацию монастыря “...дал коломийський староста Станислав Потоцький много грунтив, полей, лесов и покосный лугов...” Монастырь был деревянным , стоял круг церкви Спаса,

Рядом Спасской церкви 1587 построена колокольня . Двухъярусное сооружение, нижнее часть которой выполнена в сруб, а верхняя - каркасная. Квадратный сруб заканчивается на уровне широкого навеса, а верхняя, каркасная часть представляе ярус голосникив.

С 17 ст. начинается новый период в истории строительства Коломыи : с 1616 город строили на новом месте. Люстрацийна комиссия, которая находилась тогда в Коломыи, предоставила ий право строиться на северных окраинах коломийських земель. Этот шаг королевской администрации было вызвано не столько уничтожением города татарами, пожарами и водами Прута, сколько быстрым развитием городов в Галиции, оживлением торговых отношений с Западной Европой и значительными влияниями западноевропейской строительной культуры. С этих пор началось более или менее продуманное строительство Коломыи. Эта же люстрацийна комиссия отмечала, что обязывает войта Корицинського следить за порядком в развитии города: войта также обязано обеспечить сооружение нового замка, оборонительных сооружений, валов и ворот. Новый замок, внешний вид которого приведено в очерке о Коломые М.Сивака, представлял собой массивное деревянное сооружение, обнесенное высокими валами, на углах которых сооружено две башни. В люстрацийноми акте 1627 отмечается, что в Коломыи “... построен новый замок, обнесенный с трех сторон валами с заборами, а с четвертого стороны сооружена вал с частоколом, две башни и три ворота”.

Этот замок и пруд композиционным центром Коломыи, от него тянулись главные улицы, рыночная площадь. В этот же время сооружено навей монастырь доминиканив. Сведено его на том месте, где позднее, в 1875 начали строить ратушу и магистрат. Коломийська газета “Русская Совет” сообщала, что “... при копании фундаментов под ратушу в Коломыи открыто длинные и широкие кам”яне фундаменты... На том месте стоял латинский кляштор доминиканцив”. Остатки фундаментов разрешают предположить, что монастырь не был деревянным, а помещенный в исследовании М.Сивака “ Город на Покутье” рисунок репродуцирован из польского источника, засвидчуе, что стены монастырь сведен с использованием фахверка.

На фасадах кляштору выразительно прочитывается решетка этого известного на Западе способа заключения стен. Е свидетельство, которые из конца 17 ст. деревьев”ян строительство Коломыи было витиснено кирпичным. Причиной этого стало прежде всего истощение окружающих лесов, которые их безжалостно вырубали на потребность разнообразных промыслов. Правда, в этом сыграло значительную роль и то, что в городах Польши начали сводить капитальниши здания, а Коломыя с ии развитыми промыслами и ичисленними немецкими и еврейськими колонистами была одним из перспективных городов Короны. Именно в настоящее время еврей застроили навколоринкову площадь, сводили новую синагогу, а в северо-западной окраине города немецкие колонисты сооружали жилые дома, школы и немецкий костел.

Разнообразные изменения в строительстве Коломыи начались с входом после распределения Польши 1772 Галиции в состав Австрии. Можно даже утверждать, что с этих пор в Коломыи начинает развиваться архитектура массовая, которую создавали строители-ремесленники, придерживаясь народных традиций, а архитектура официальная, которую формировали определенные идеологические задачи, которые относились перед архитекторами-специалистами заказчиками такой архитектуры были власть, церковь и, конечно, богатая шляхта вместе с молодой буржуазией.