Архитектура Венецианской школы

Главная - Архитектура - Архитектура Венецианской школы

Сансовино (Sansovino; собственное Татти, Tatti) Якопо (2.7.1486, Флоренция, - 27.11.1570, Венеция), итальянский архитектор и скульптор Высокого и Позднего Возрождения.

Учился в Флоренции в А. Сансовино. Работал в Риме (1503-1510, 1518-27), Флоренции (1510-18), с 1527 - в Венеции и Падуй (с 1529 главный архитектор Венецианской республики). Архитектурные вторы Сансовино в Венеции [церковь Сан-Франческо делла Винья (с 1534, фасад построен А. Палладио, 1572), библиотека Сан-Марк, Монетный двор (так называемая Дзекка; начатый 1536), палаццо Корнер (с 1532)] отличаются сочностью профилей, богатством скульптурного, а иногда и живописного обрамления, тонко подчиненного тектонике дома.

В скульптурном творчестве Сансовино живописность светотеневого моделирования органически соединяется с утонченной экспрессией образного порядка ("Вакх", мрамор, 1518, Национальный музей, Флоренция; 4 статуе на фасаде Лоджетти в Венеции, бронза, 1540-45; статуя медика Т. Рангони на фасаде церкви Сан-Джулиано в Венеции, бронза, 1554).

Палладио - теоретик и практик Возрождения

Палладио, Андреа (Palladio, Andrea) (1508-1580) - итальянский архитектор позднего Возрождения.

На примере своих простых и утонченных зданий он продемонстрировал, как достижение античности и Высокого Возрождения (преимущественно в римском варианте) могут быть творчески переработанные и использованные, т.е. сделал классический язык архитектуры общедоступной и универсальной.

Его опыт оказался особо ценным для зодчих 17-18 ст. Последователи мастера образовали целое направление в европейской архитектуре, которая получила название палладианства.

Палладио родился 30 ноября 1508 в Падуй; в скором времени семья переехала в Виченцу, где в основному и протекала его творческая деятельность.

Гуманист Джанджорджо Триссино (1478-1550) стал его заместителем и убедил сменить имя архитектора Андреа ди Пьетро (Andrea di Pietro) на псевдоним Палладио (от гречек. Палладион: так называлась статуя богини Афины Паллади, что, соответственно верованиям афинян, защищала город от врагов). Именно по совету Триссино будущий архитектор отправился учиться у Рифм, а по возвращении знаменитый гуманист стал его первым заказчиком. В 1545 Палладио выиграл конкурс на право перестройки Базилики в Виченце. Двумя важнейшими сферами его деятельности было строительство городских домов (т.н. палаццо, или дворцов) и загородных резиденций (вилл).

К раннему периоду творчества Палладио относятся проекты вилл Угождай в Лонедо (1540) и Пизани в Баньоло (1544). В обеих случаях он создал прекрасные образцы соединения архитектуры и естественного ландшафта.

Умение подчеркнуть гармоничность здания, искусно разместив ее на фоне живописных венецианских пейзажей, придалось ему и в дальнейшем при сооружении вилл Мальконтента (1558), Барбаро-Вольпи в Мазере (1560-1570), Корнаро (1566) и, в конце концов, виллы "Ротонда" (или Капра) в Виченце (1551-1567).

Последняя по правую считается самым сделанным зданием архитектора. Это квадратное в плане дом с ионическими шестиколонними портиками на каждом фасаде. Все четыре портики ведут к круглому центральному залу, перекрытому невысоким куполом под черепичной кровлей.

В оформлении фасадов вилл и городских домов Палладио обычно применял большой ордер, как это можно видеть на примере палаццо Кьерикати в Виченце (1550). Огромные колоны поднимаются на стилобатах (каменных плитах под колонами) - обычных, как в палаццо Вальмарана (начатое в 1566) и в незаконченной Лоджии дель Капитанио (1571), очень ли высоких, целиком поглощающий первый сверх, как в палаццо Тьене (1556).

В конце своего творческого пути Палладио обратился к церковной архитектуре. Ему принадлежат церковь Сан Пьетро в Кастелло (1558), а также Сан Джорджо Маджоре (1565-1580) и иль Реденторе (1577-1592) в Венеции. Незадолго до смерти архитектор создал проект театра Олимпико, что был со временем построенный Виченцо Скамоцци. Умер Палладио в Виченци 19 августа 1580.

Палладио завоевал огромную популярность не только как архитектор, но и как автор трактата Четыре книги об архитектуре (1570), что был переведен на много языков. В этом произведении, которое представляет собой ренессансную интерпретацию трактата Витрувия “Десять книг об архитектуре”, рядом с обмериваниями античных памятников Италии и Франции он поместил рисунки и схемы, которые иллюстрируют разработанные им самым принципы архитектурной композиции. Его творчество уплинула на развитие классицистического направления в европейском зодчестве 17-18 вв. В Англии последователями Палладио стали И.Джонс и К.Рен, в Франции - архитекторы, которые работали по заказам французских королей Людовика XIV и Людовика XV, в Италии - В.Скамоцци.