Архитектура арабских стран и стран Близкого и Среднего востока (VII - XVIII столетие)


Весь этот белоснежный комплекс расположен в середине красной платформы, на главной оси всего ансамбля. С обеих сторон мавзолея - составленные из красного камня здания мечети и павильона для собраний, увенчанные беломраморными куполами. Архитектура ансамбля Тадж-Махал выделяется замечательной пропорциональностью и гармоничностью форм и силуэта. В основу композиции зданий положенное ритмическое сопоставление разных за рисунком и размерам прямоугольных плоскостей стен и прорезанных в них ниш, павильонов и куполов, которые увенчивают мавзолей. Особенно изысканные форма и постановка центрального цибулястого купола, слегка взысканного внизу поясом и поднятого на довольно высокий купол. Это предоставляет ему особой грации и легкости.

Представление об эволюции в индийской архитектуре XVII - XVIII столетие дает сравнительный анализ Тадж-Махала с похожим с ним по схеме мавзолеем Хумаюна, построенным почти на столетие раньше (рис.6.26). Обращает на себя внимание совсем разное отношение к самой архитектурной массе в этих памятках. Если в мавзолее Хумаюна за лаконичными линиями фасада ощущается монументальность форм и объемов здания и купола, то в Тадж-Махале наблюдается безусловная тенденция к облегчению, растворению в окружающем пространстве. Это проявляется в более извлеченному кверху силуэте, который подчеркивается четырьмя минаретами, которые словно бы ограничивают тот куб воздушного просторную, в центре которого височить мавзолей. Характерная в этом отношении «дематериализация» объема здания глубокими нишами во всех его внешних гранях, контрастная к округлой форме высоко поднятого тучного купола. Недаром ночью, при месячном сиянии, кажется, что купол будто висит в небе.

Важное значение имеет и характер материала - особого сорта мрамора, оттенки которого меняются в зависимости от освещения. Это предоставляет мавзолею впечатляющего разнообразия обликив.

Тадж-Махал е последнему выдающимся произведением индийской архитектуры позднего периода эпохи моголов. При этом в его архитектуре уже наметилась тенденция к возникновению противоречия с принципами индийской национальной архитектуры с традиционной связью между архитектурной массой и формой, объемной компактностью и тектонической структурой. Это со временем обусловило кризис в развитии индийской архитектуры. Но этот кризис был неминуем еще через нарастание общего кризиса всего феодального государства Моголив. На момент завершения Тадж-Махалу государственная казна страны была исчерпана. Именно этому фантастический проект Шаха-Джахана - создание с противоположной стороны реки Джамни симметричного мавзолея такой же формы и размера, что и Тадж-Махал, только из черного мрамора (что должно было символизировать невозможность создания в архитектуре чего-то прекраснишого), так никогда и не был реализованный.

Уникальная архитектура арабских народов сформировалась как сплав собственной арабской художественной культуры, античного искусства, а также искусства и архитектуры подчиненных арабскими халифатами народов Азии, Европы и Африки. В результате многолетней вдохновенной работы арабских архитекторов, художников, строителей были сведены десятки величественных городов, украшенных неповторимыми сакральными, оборонительными и общественными архитектурными сооружениями.Архитектурное наследство стран исламского мира настолько большая и разноцветная, что представляет собой неисчерпаемую казну памяток архитектуры и искусства, что является источником огромного духовного обогащения человечества.

Влияние арабской культуры продолжало оказываться и после распада халифиту на отдельные феодальные государства, и даже после изгнания арабов из завоеванных стран. В каждой из них учитывая обстоятельства, которые сложились, архитектура развивалась достаточно самобытно, но при этом длительное время преобладали общие черты. Через эти страны опосредованно исламская

архитектура справила значительное влияние на развитие всей мировой архитектуры.

Литература

1.Афанасьева В., Луконин В., Померанцевая Н. Малая история искусств. История Древнего Востока. - Г.: Искусство, 1976. - 290 с., илл.

2.Бунин А.В. История градостроительного искусства. Том 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. - Г.: Стройиздат, 1979. - 495 с., илл.

3.Всеобщая история архитектуры в 12-ты томах. Том 1. Архитектура древнего мира. Под ред. О.Х.Халпахчьяна. - Г.: Стройиздат, 1970. - 510 с., илл.

4.Всеобщая история архитектуры в 12-ты томах. Том 9. Архитектура Восточной и Юго-Восточной Азии к середины XIX в. Под ред. А.М. Прибыткова. - Л.-М.: Стройиздат, 1971. - 643 с., илл.





Вернуться назад