Архитектура народов Средней Азии (VI - XVIII столетие)


Начиная с VI столетие в Средней Азии все чаще строятся укрепленные жилье для феодалов. Феодальный замок - кьошк - был словно бы продолжением высокой (4-8 метров) платформы, размещенной в середине концентрических изгородей. Их высота понижается к периферии, которая обеспечивает обстрел внешних стен из более высоких внутренних. Массив кьошку расширялся внизу, предоставляя ему стойкости. Внешняя поверхность его стен была гофрированной. Полуцилиндрические волны облегшують стену, предоставляют ей жесткости. В результате регулируется процесс высыхания стен, попереджуеться образование трещин, увеличивается угол обстрела размещенных между гофрами в толще стены бойниц. Кроме того, гофри оживляют однообразную поверхность глиняных стен, усиливая их пластичность.

Между рядами стен поселялись воины, ремесленники-крестьяне. Комплекс большей частью располагался на плоской равнине и имел по обыкновению геометрически правильное планирование (рис.7.1).

В конце VII - начала VIII столетие нашествия арабских завоевателей на «страну тысячи городов», как называли тогда Среднюю Азию, не оставило и следа от очень давней и высокой цивилизации, связанной с миром эллинистической и буддийской культур. В IX столетии арабы были изгнаны, но принесенная ими религия - ислам - нашла пидгрунтя для своего развития, поскольку оказывала содействие закреплению здесь феодальных отношений, которые сложились еще с VI столетие. Здания мусульманского культа - мечети, минареты, мазары (мавзолее), медресе - стали обычными в середньоазийському пейзажи. По арабским градостроительным принципам стали сооружаться и города Средней Азии. Вокруг крепости правителя, которая называлась арк, поселялись его родственники, приближенные лица и слуги. Там же размещали административные сооружения, караван-сарае, яркие и цветистые восточные базары. Эту часть города - шахристан - окружали еще одной высокой стеной, а иногда и глубоким рвом, наполненным водой. Вокруг стены, в тесных кварталах с узенькими кривыми улочками, жили ремесленники,

мелкие торговцы и другой простой люд. Для правителя он был не менее опасный, чем его воинствующие соседи. Этот внешний город - рабад - обносили третьим кольцом надежных укреплений (рис.7.2). И шахристан, и рабади состояли из отдельных, полностью автономных кварталов (в Узбекистане их еще и сейчас называют «махалля»). В каждом таком квартале были свои общественное и культовое здания, бани и т.ин. На торговых путях между городами для защиты от грабителей строили небольшие крепости - рабаты (рабат - означает «крепость»), которые предоставляли приют купеческим караванам, т.е. выполняли одновременно и функции караван-сарайв.

Рядом с современным узбекским городом Навой на старинном караванном пути сохранились остатки караван-сарая Рабат-и-Малик ( XI столетие). Это было довольно большое сооружение, которое включало постоялый двор, который мог принять и накормить одновременно несколько караванов (рис.7.3). Размеры караван-сарая в плане - 86х86 г. Центр фасада отмечен большим портиком - пештаком. Силуэты сторожевых башен и огромный входной портал пештак издали привлекали внимание. Из более близких расстояний хорошо читалась пластика пивцилиндричних выступлений на стенах, подобных гофрированным стенам кьошкив. Подойдя вплотную, можно было любоваться узорами, которые украшали портал. Все декоративное обрамление выполнено с помощью фигурной кладки из личкувальной кирпича, который укрывал массивы сирцевих стин.

По сторонам от портала шли мощные «гофрированные» пивбаштами стены, а на углах височили минареты, увенчанные арочными фонарями.

Бухара - одно из больших средневековых городов Средней Азии, в Х - XI столетии была столицей государства Саманидив. К тому периоду относится одна из наиболее ранних культовых сооружений региона - мавзолей исмайла Самане (рис.7.4). Его пропорции подчиненные четкой математической основе: все размеры здания кратные толщине стены, которая принята за модуль. Переход от квадратного помещения к круглой основе купола осуществляется с помощью тромпов, созданных выпуском рядов кирпичной кладки. Внешние и внутренние элементы взаимосвязанные: цоколь отвечает уровню пола. Окошка галереи освещают внутреннее пространство. Поскольку в плане их профили сломаны, прямой солнечный свет не попадает вглубь и достигается спокойное равномерное освещение. Верхняя галерейка имитирует мотивы деревянного зодчества. Как известно, куб - это символ Земли, а купол - подобие небосклона, их соединение - подобие Вселенной. Таким образом, мавзолей исмайла Самане в Бухаре по своей форме является моделью Вселенной.В архитектуре мавзолея сохраняется наследственность со старинным зодчеством: расширение основного объема книзу напоминает кьошки, колоны, которые закрепляют углы, ассоциируются с башнями ранньофеодальних зданий, декоративные колонки имитируют формы середньоазийських деревянных колонн. Стена четко делится на цоколь, тело и легкое внешнее увенчание. Приложению куполки над углами зорово уменьшают размер центрального куполу. Композиция строго центрична: все фасады равноправные, входные порталы масштабные общему объему здания и человеку. Килимний декоративный узор внешней поверхности стен получен конструктивно, в процессе самой кладки, а не как облицовка.

Главный ансамбль центра Бухары сложился рядом с торговым купольным павильоном Чор-Су. Название ансамбля - Пой Калян - означает «подножие большого». Имеется в виду, который архитектурный комплекс раскинулся возле подножия минарета Калян (рис.7.5).





Вернуться назад